- 85 -
ГА́УПТМАН (Hauptmann), Герхарт (15.XI.1862, Оберзальцбрунн, — 6.VI.1946, Агнетендорф) — нем. писатель. Род. в семье трактирщика, зажиточного крестьянина. Учился в реальном училище в Бреславле, затем в худож. школе и в Иенском ун-те. Выступил в лит-ре в 80-х гг. как поэт. Его первые рассказы «Карнавал» («Fasching», 1887) и «Стрелочник Тиль» («Bahnwärter Thiel», 1888, рус. пер. 1896) отмечены натуралистич. тенденциями. Известность принесла Г. постановка драмы «Перед восходом солнца» («Vor Sonnenaufgang», 1889, рус. пер. 1901), в к-рой изображается распад бурж. семьи. Эта тема легла в основу мн. произв. Г. более позднего времени («Праздник перемирия» — «Das Friedenfest», 1890, «Одинокие» — «Einsame Menschen», 1891, рус. пер. 1899). Г. считался главой нем. натурализма, в к-ром содержались элементы критики по отношению к кайзеровской Германии, сочувствие к обездоленным, что проявилось в широком использовании нар. языка, стремлении передать подчас неуловимые изменения человеч. психологии. Все эти качества характерны для социальных драм Г. из совр. действительности: «Возчик Геншель» («Fuhrmann Henschel», 1898, рус. пер. 1898), «Роза Бернд» («Rose Bernd», 1903, рус. пер. 1903), «Крысы» («Die Ratten», 1911, рус. пер. 1911). Однако на творч. методе Г. сказалась и ограниченность натурализма, выразившаяся в абсолютизации биологич. законов. Во мн. драмах Г. пассивность героев обусловливает пессимистич. тон и снижает остроту их социальной критики.
«Потонувший колокол» (СПБ,
1909). Титульный лист к 1-му
действию. Худ. Г. Нарбут.В своих лучших произв. Г. правдиво раскрыл процессы обществ. жизни. В драме «Ткачи» («Die Weber», 1892, рус. пер. 1902) нашло отражение историч. событие — восстание силезских ткачей 1844. Новаторская по теме и стилю эта драма показывает в качестве коллективного героя рабочую массу — восставших ткачей, сочувственно изображенных автором. Пьеса имела большой успех в России и в др. странах. К значит. произв. Г. относится и комедия «Бобровая шуба» («Der Biberpelz», 1893, в рус. пер. 1898) — сатирич. обличение вильгельмовской Германии. Начиная со 2-й пол. 90-х гг. Г. наряду с реалистич. пьесами пишет стихотв. драмы, сказки, отмеченные влиянием символизма («Потонувший колокол» — «Die versunkene Glocke», 1896, «Бедный Генрих» — «Der arme Heinrich», 1902). Среди пьес на историч. сюжеты наибольший интерес представляет трагедия «Флориан Гейер» («Florian Geyer», 1896) из эпохи крест. войны в 16 в. в Германии, проникнутая сочувствием к восставшим крестьянам.
- 86 -
Сцена из спектакля «Перед заходом солнца». Театр им. Евг.
Вахтангова. Москва, 1954.В нач. 20 в. Г. приобретает широкую известность; его пьесы ставятся в театрах всей Европы и Америки. В 1912 ему присуждена Нобелевская премия. В нач. 1-й мировой войны националистич. пропаганда оказывает влияние на Г., но вскоре он переходит на позицию пацифизма. В эти годы он проявляет интерес гл. обр. к историч. и мифологич. темам. В его новых соч. отражается пессимистич. настроение, усиливается влечение к иррационализму (драмы «Зимняя баллада» — «Winterballade», 1917, «Белый спаситель» — «Der weisse Heiland», 1920, «Индиподи» — «Indipohdi», 1920). Эти же тенденции заметны в романах Г.: «Юродивый Эмануэль Квинт» («Der Narr in Christo Emanuel Quint», 1910), «Остров великой матери» («Die Insel der Grossen Mutter», 1924) и др. Проза Г., за исключением романа «Еретик из Соаны» («Der Ketzer von Soana», 1918, в рус. пер. 1920), содержащего обличение ханжеской морали, уступает в худож. силе его драматургии.
«Шествие» из серии «Восстание ткачей» К. Кольвиц по
мотивам драмы Гауптмана «Ткачи».В позднем творчестве Г. особое место занимает драма «Перед заходом солнца» («Vor Sonnenuntergang», 1932), в к-рой звучат гуманистич. мотивы. Семейный конфликт в этой пьесе выявлен как столкновение двух поколений нем. буржуазии — старшего, сохранившего традиции передовой бюргерской культуры 18—19 вв., и молодого, реакционно настроенного. Драма привлекает лиризмом, тонкостью раскрытия чувств. В период господства фашизма в Германии Г., оставшийся на родине, совершенно отходит от тем современности. Он
- 87 -
пишет автобиографич. роман «Приключение моей юности» («Das Abenteuer meiner Jugend», Bd 1—2, 1937), драматич. тетралогию на сюжет греч. легенды об Атридах (1941—44) и др. Написанные еще до разгрома фашизма стихи и наброски, особенно поэма «Великий сон» («Der grosse Traum»), свидетельствуют о враждебности Г. нацизму. В момент капитуляции гитлеровского пр-ва Г. находился в своем имении в Силезии. Сов. оккупац. власти с уважением отнеслись к престарелому писателю. В конце 1945 Г. был избран почетным председателем «Культурбунда». Готовясь приступить к обществ. деятельности, он собирался переехать в Берлин, но заболел и умер. Из наследия Г. на нем. сцене ставятся преим. драмы 90-х гг. и нач. 20 в. В СССР особенно популярна драма «Перед заходом солнца».
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—6, B., 1906; Gesammelte Werke, Bd 1—17, B., 1943; Ausgewählte Dramen, Bd 1—4, B., 1956; Ausgewählte Werke, Bd 1—8, B., 1962; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—14, М., 1910—12; Избр. драмы, М. — Л., 1930; Пьесы. Вступ. ст. А. Дымшица, т. 1—2, М., 1959.
Лит.: Луначарский А. В., История западноевроп. лит-ры в ее важнейших моментах, т. 2, 2 изд., М., 1930; его же, Перед восходом и заходом солнца, в его кн.: Статьи о лит-ре, М., 1957; Меринг Ф., Лит.-критич. статьи, т. 2, М. — Л., 1934; Лихачев Б. П. [сост.], Герхарт Гауптман. Биобиблиографич. указатель, М., 1956; Сильман Т., Г. Гауптман, Л. — М., 1958; Müller S. H., G. Hauptmann and Goethe, N. Y., 1949 (Diss.); Guthke K. S., G. Hauptmann. Weltbild im Werk, Gött., 1961; Heuser F. W., G. Hauptmann, Tübingen, 1961; Will W. van der, Voraussetzungen und Möglichkeiten einer Symbolsprache im Werk G. Hauptmanns, Köln, 1962 (Diss.); G. Hauptmann — ein Meister realistischer Menschengestaltung, B., 1962.
И. А. Бернштейн.