Азарова Н. И. Гаршин // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. — Стб. 79—81.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-0792.htm

- 79 -

ГА́РШИН, Всеволод Михайлович [2(14).II.1855, имение Приятная Долина Бахмутского у. Екатеринославской губ., — 24.III(5.IV).1888, Петербург] — рус. писатель. Отец Г. — офицер, участник Крымской войны 1853—56. Первым воспитателем Г. был П. В. Завадский — деятель революц. движения 50—60-х гг. Окончив Петерб. реальную гимназию в 1874, Г. поступил в Горный ин-т. Начал печататься в 1876 (очерк «Подлинная история Энского земского собрания»). Г. сблизился с молодыми художниками-передвижниками, написал ряд статей о живописи с анализом худож. выставок («Вторая выставка „Об-ва выставок худож. произведений“», 1877, «Новая картина Семирадского „Светочи христианства“», 1877, и др.). В 1877 с началом рус.-тур. войны Г. отправился добровольцем в действующую армию, был ранен при Аясларе (Болгария), затем произведен в офицеры, по окончании войны уволен в запас (1878).

Военные впечатления Г. отразились в рассказах, опубл. в журн. «Отечеств. записки»: «Четыре дня» (1877), в к-ром с большой худож. силой передана психология человека на поле сражения, «Трус» (1879), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). В них выражены характерные для революц. народничества настроения: стремление идти в народ, принять на себя тяготы, выпавшие на его долю, и одновременно осуждение войны, как антигуманистич. социально-несправедливого явления. Восхищаясь нравств. силой простых солдат, Г. дал выразительные зарисовки солдатских типов. Одна из осн. тем творчества Г. — трагедия личности в условиях несправедливого социального устройства общества. Острая постановка этой темы звучит в рассказах «Происшествие» (1878) и «Надежда Николаевна» (1885), в к-рых раскрывается трагедия женщины, вынужденной стать проституткой. Образ Надежды Николаевны, сильной, незаурядной личности, близок героиням романов Ф. М. Достоевского, оказавшего известное влияние на творчество Г. Проблема двух путей для интеллигенции (путь бурж. обогащения или исполненный лишений путь служения народу) поставлена в рассказах «Встреча» (1879) и «Художники» (1879). Г. одинаково ненавистен инженер-делец Кудряшов и практичный эстет Дедов; им противопоставлен художник Рябинин, жаждущий служить народу, жить вместе с ним. Образ рабочего-клепальщика

- 80 -

(«глухаря»), потрясший Рябинина, становится символическим, выражающим задачу иск-ва, как ее понимал Г.: оно должно «ударять в сердце» и «лишать спокойствия». В рассказах «Attalea princeps» (1880) и «Красный цветок» (1883) в образах гордой пальмы, стремящейся к воле, и безумца, решившегося ценой жизни уничтожить зло мира, воплощенное в красном цветке, в аллегорич. форме изображены черты революц. народников-семидесятников, их благородство, революц. жертвенность. В этих произв. выражено преклонение перед жаждой подвига и сознание его безысходности.

«Лягушка-путешественница» (Москва, 1937). Илл. Г. Никольского

«Лягушка-путешественница»
(Москва, 1937). Илл. Г. Никольского.

Г. — первоклассный мастер короткого рассказа. Его проза отличается эмоциональной и филос. содержательностью, драматич. напряженностью. Крайне обостренное восприятие социального зла гаршинскими героями приводило к тому, что будничные явления превращались в образы-символы. Наряду с социально-психологич. и лирико-философ. рассказами Г. обращался к жанру сказки, фантастич. новеллы, а также очерка. Рассказы Г. высоко оценивали Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев. Г. становилась все очевиднее несостоятельность народнич. методов революц. борьбы. Сомнения и искания нравств. идеала приводили его к увлечению философией Л. Н. Толстого, оказавшей значит. влияние на рус. интеллигенцию 80-х гг. Под его воздействием Г. написал «Сказание о гордом Аггее» (1886) и «Сигнал» (1887). Однако в письмах Г. последних лет уже возникает полемика с теорией «непротивления злу насилием». С детства обладавший необычайной впечатлительностью, Г. болезненно реагировал на обществ. зло и несправедливость. С нач. 70-х гг. Г. страдал психич. заболеванием. В 1880, потрясенный казнью революционера И. О. Млодецкого и неудачей при попытке вступиться за него, он вновь психически заболел и ок. 2 лет находился в лечебнице. В 1888 во время припадка покончил с собой, бросившись в пролет лестницы.

В. М. Гаршин и И. Е. Репин. Карандашный этюд Репина к рассказу Гаршина «Художники»

В. М. Гаршин и И. Е. Репин. Карандашный этюд Репина
к рассказу Гаршина «Художники».

- 81 -

Соч.: Полн. собр. соч. (Приложение к журналу «Нива»), СПБ, 1910 (со статьями К. К. Арсеньева, П. Ф. Якубовича, О. Ф. Миллера и др.); Соч., 2 изд., М. — Л., 1934; Полн. собр. соч. в 3 тт., т. 3 — Письма, М. — Л., 1934 (тт. 1—2 не вышли); Соч., подготовка текста, вступ. статья, примечания Г. А. Бялого, М. — Л., 1951; Соч., вступ. статья и примечания Г. А. Бялого, М., 1955; Соч., М. — Л., 1960; Соч., [вступ. ст. и прим. Г. Бялого], М. — Л., 1963; La guerre, P., 1897 (с предисловием Ги де Мопассана).

Лит.: Памяти Гаршина. Худож.-лит. сб., СПБ, 1889; Красный цветок. Лит. сб., СПБ, 1889; Успенский Г. И., Смерть В. М. Гаршина, Полн. собр. соч., т. 11, М. — Л., 1952; Короленко В. Г., Всеволод Михайлович Гаршин. Лит. портрет, Собр. соч., т. 5, М., 1953; Михайловский Н. К., Еще о Гаршине и о других, Соч., т. 6, СПБ, 1897; Шелгунов Н. В., Очерки рус. жизни, Соч., т. 3, 3 изд., СПБ, [1904]; Дурылин С. Н., Репин и Гаршин, М., 1926; его же, Вс. М. Гаршин. Из записок биографа, «Звенья», сб. 5, М. — Л., 1935; Бялый Г. А., В. М. Гаршин и лит. борьба 80-х гг., М. — Л., 1937; его же, В. М. Гаршин, М., 1955; Репин И. Е., Далекое близкое, 5 изд., М., 1960; Порудоминский Вл., Гаршин, М., 1962; Евнин Ф. И., Ф. М. Достоевский и В. М. Гаршин, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», т. 21, в. 4, М., 1962; История рус. лит-ры 19 в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.

Н. И. Азарова.