43

ГАЛИСИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра галисийского нац. меньшинства, живущего на С.-З. Пиренейского п-ова и говорящего на галисийском диалекте португ. языка, сохраняющего самобытность, хотя и не развившегося в нац. язык. Уже в 8—11 вв., когда Галисия стала одним из опорных пунктов борьбы с арабами (Реконкисты), здесь наряду с «ученой» лит-рой на лат. яз. существовала нар. поэзия разнообразных жанров: «куплеты» (copras), песни-танцы «муиньейра» (muhiñeira), «руада» (ruada) и др. К нач. 12 в. галисийский диалект стал осн. языком лирич. поэзии на Пиренейском п-ове; ее образцами являются сб. религ. стихов «Песни к святой Марии», любовные и сатирич. стихи короля Альфонса X (1221—84). В сб-ках «Кансьонейруш» («Cancioneiros» — «Песенники») 15 в. представлено много старинных нар. произв., а также стихов галисийских поэтов 12—15 вв. — Б. де Бонавала (13 в.), Ж. Айраша (сер. 13 в.), П. Гомиша Шарину (13 в.), легендарного трубадура Масиаса «Влюбленного» (14 или 15 в.) и др., испытывавших в разной мере влияние прованс. рыцарской поэзии.

С конца 15 в., когда формировалось единое исп. гос-во и утверждалась гегемония Кастилии, а кастильский диалект развивался в нац. язык, язык Галисии был низведен до положения терр. диалекта, поэзия переживала упадок и до нач. 19 в. продолжала бытовать преим. в устной традиции. Просветитель М. Сармьенто (1695—1772) опубл. в 1745 св. тысячи галисийских «куплетов» фольклорного происхождения или написанных в манере нар. поэзии. Сатирич. антиабсолютистские и антиклерик. «куплеты» и поэму «Паломница» выпустил в 1786 М. Фрейре Кастрильон (1751 — ум. после 1820). Яростно нападал на инквизицию поэт М. Пардо де Андраде (1762—1832) в романсе «Мольбы одного галисийца» (1813), написанном в изгнании. Первое драматич. произв. по-галисийски — «Галисийский сайнете» (1841) создал А. Бенито Фандиньо (1770—1831).

Развитие бурж. отношений определило возрождение Г. л. в 19 в. Значит. роль в ее изучении, пропаганде и развитии сыграло возникшее в 1875 об-во «Литературная Галисия». В это же время появились исследования истории, языка и фольклора Галисии. Первое поколение романтиков составляли Ф. Аньон-и-Пас (1812—1878), автор сб. стихов о природе и быте Галисии «Воспоминания детства» (1851) и сатирич. стихов; Х. М. Пинтос (1811—76), посвятивший кн. стихов «Галисийская волынка» (1853) нравам и труду крестьян; братья Антонио (1822—92) и Франсиско (1827—97) де ла Иглесиа. Крупнейшая представительница романтич. поэзии Р. Кастро (1837—85) в написанных в нар. манере «Галисийских песнях» (1863) и в сб. «Новые страницы» (1880) повествовала о жизни и страданиях народа; ее стихи полны меланхолии и даже отчаяния. К ср.-век. прошлому Галисии обращался в кн. поэм «Жалобы сосен» (1886) Э. Пондаль (1835—1917). Творчество М. Курроса Энрикеса (1851—1908) знаменовало переход к реализму. В его сб. стихов «Песни моей

44

земли» (1880) и поэме «Божественный сайнете» (1888) сильны мотивы социального протеста и антиклерик. сатиры. Аналогичные темы характерны для книг стихов «Колючки, листья и цветы» (1871), «Тоска по Галисии» (1889), «Сельская муза» (1890) В. Ламаса Карвахаля (1849—1906) и для его прозаич. «Катехизиса землепашца» (1887). Сатирич. или юмористич. описанию сел. нравов посвятил сб-ки стихов «Стариковские досуги» (1886) и «Сказочки» (1888) Б. Лосада (1846—91).

Первый роман на галисийском диалекте «Мажина, или Побочная дочь» (1880) создал М. Вальядарес (1821—1903). Позднее появились историч. романы «Хуана» (1886) М. Амора Мейлана (1867—1933), «Ткачиха из Бонавала» (1894), «Замок Памбре» (1895) А. Лопеса Феррейро (1873—1910), сб-ки нравоописат. очерков и рассказов «Сказки кузницы» Э. Карре Альдао (1859—1932), «Ночи у очага» (1889) А. Васкеса Табоады и бытовые романы «Земля взывает» Э. Карре Альдао, «Последняя любовь» А. Рибальты (1864—1907), «Дети побережья» (1887) М. Амора Мейлана и др. Среди драматургов известны Г. Салинас (1852 — г. смерти неизв.), автор бытовых драм и комедий из сел. жизни («Дочь», 1892, и др.); Э. Альварес Хименес (ум. 1911), создавший историч. драму «Народный бунт» (1897), и М. Лугрис Фрейре (1863—1935), посвятивший свои драмы «Мост» (1903), «Рабство» и др. острым социальным проблемам галисийской деревни.

Нравоописат. очерк, рассказ и роман продолжают оставаться осн. жанром прозы и в 20 в. Таковы романы «Эстебо» (1927) Х. Лесты Мейсы (ок. 1890—1930), «Свинья поднимается» (1928) В. Мартинеса Риско (р. 1874), «Пути жизни» (1928) и «Вокруг него» (1930) Р. Отеро Педрайо и др. А. Родригес Кастелао (1886—1950) создал значит. сб-ки рассказов. В раннем творчестве Р. Кабанильяса (р. 1876) — сб-ки стихов «В изгнании» (1913) и «Морской ветер» (1913) — идиллич. изображение жизни крестьян и моряков сочеталось с протестом против социальной несправедливости. Позднее он испытал влияние декаданса и в сб. «Пути во времени» (1949) обратился к далекому прошлому. Пейзажной лирикой прославился Г. Лопес Абенте (р. 1878) — автор кн. сонетов «Об осени» (1924) и др. В духе нар. поэзии создал книгу стихов «Старый розовый куст» В. Тайбо Гарсиа (р. 1885). Жизни крестьян посвятил свои стихи Л. Амадо Карбальо (1901—1927).

После 1-й мировой войны в поэзии получили распространение декадент. течения. Сб-ки стихов «Опьянение» (1934) Ф. Дельгадо (р. 1908), «Печали» Х. Видаля и др. свидетельствуют о разрыве с нац. традицией и формалистич. вырождении поэзии. Мотивами отчаяния и скепсиса пронизана лирика А. Иглесиа Альвариньо (р. 1909) — автора сб-ков «Сердце на ветру» (1933) и «Зеленые побеги» (1947). Интенсивно развивавшаяся в годы Республики (с 1931), Г. л. после победы франкизма (1939) в результате подавления автономистского движения переживает кризис. Большинство молодых поэтов — М. Кунья Новас (р. 1926), Т. Баррос (р. 1924), Э. Ново (р. 1930) и др. — ограничиваются интимной лирикой; в драматургии, представленной именами А. Родригеса Элиаса, Х. Прадо Родригеса (ум. 1942), Л. Карре Альварельоса и др., преобладают откровенно развлекат. пьесы. Лишь немногие (среди них Д. Кортесон и Г. Муарельо) продолжают развивать классич. традиции Г. л. 19 в.

Лит.: Шишмарев В. Ф., Очерки по истории языков Испании, М. — Л., 1941, с. 243—69; Lang H. R., Cancioneiro gallego-castellano, N. Y., 1902; Murguía M. de, Los trovadores gallegos, La Coruña, 1905; Carré Aldao E., Literatura gallega..., 2 ed., Barcelona, 1911; Fernández del Riego F., Historia de la literatura gallega, Vigo, 1951; Varela Jácome B., Historia de la literatura gallega, Santiago de Compostela, 1951; Calero R. Carballo, La poesía gallega del siglo XX, Madrid, 1955; Varela J. L., Poesía

45

y restauración cultural de Galicia en el siglo XIX, Madrid, [1958]; Antología de la poesía gallega contemporánea, Madrid, 1959.

З. И. Плавскин.