1025
ВО́ЛЬНАЯ РУ́ССКАЯ ПОЭ́ЗИЯ — бесцензурные стихи рус. поэтов, распространявшиеся в нелегальной печати и в списках с конца 18 в. Развитие В. р. п. определялось, с одной стороны, ростом рус. революц. мысли, с другой — жестокими цензурными ограничениями и преследованиями. Многочисл. списки запретной оды А. Н. Радищева «Вольность» свидетельствуют о развитии этого вида поэзии с конца 18 в. В «Городке» А. С. Пушкина (1815) говорится уже о способах хранения запрещенных стихов. В «Послании к цензору» (1822) Пушкин упоминал о распространении нек-рых своих сочинений:
И Пушкина стихи в печати не бывали.
Что нужды? Их и так иные прочитали.
Вольнолюбивая лирика Пушкина, стихи декабристов К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, В. Ф. Раевского и др. на долгое время определили пути рус. агитац. лит-ры. А. И. Герцен и Н. П. Огарев свидетельствовали о большом значении для их поколения «подземной поэзии» и сами явились ее страстными пропагандистами. При невозможности легального существования В. р. п. в сер. 19 в. обратилась к помощи зарубежного, а потом и рус. печатного станка. В. И. Ленин указывал, что «Герцен создал вольную русскую прессу за границей, в этом его великая заслуга» (Соч., т. 18, с. 12). Революц. стихи печатались и в «Полярной звезде» и в «Колоколе». Особое значение имел изданный в Лондоне в 1861 сб. «Русская потаенная литература XIX столетия...» — первая антология, подытожившая и теоретически осмыслившая (во вступит. статье Н. П. Огарева) развитие вольной поэзии 1-й пол. 19 в. Этот сборник на долгие годы стал осн. источником, из к-рого черпали материал другие аналогичные по замыслу издания (сб. «Лютня» и др.). Состав новых сб-ков непрерывно пополнялся и обновлялся. Издания такого рода, запрещенные в России и вызывавшие жестокие репрессии властей, постоянно питали рус. революц. мысль.
Ко 2-й пол. 19 в. относятся подпольные гектографированные, а потом и печатные издания запретных революц. стихов («Собрание стихотворений», 1879). Журн. и газ. «Земля и воля» (1878—79), «Народная воля» (1879—85), «Рабочая газета» (1880—81) и др. также содержали значит. стихотворный материал. В. р. п. этого времени отвечала идеалам революц. народничества. На рубеже 19—20 вв. массовая пролет. поэзия, тоже большей частью остававшаяся «вольной», представлена стихами Л. П. Радина, А. Я. Коца, С. А. Басова-Верхоянцева, Демьяна Бедного, Ф. С. Шкулева, М. Горького. Она была исторически связана с традициями вольнолюбивой поэзии прошлого, в первую очередь с традициями Некрасова и его школы.
Иногда стихи, напечатанные легально, в дальнейшем приобретали революц. значение; такова, напр., судьба стих. Я. П. Полонского «Узница» (1878), явившегося поэтич. откликом на процесс Веры Засулич; стихи эти широко разошлись в списках. Порой происходил процесс изменения первоначального смысла стихов. Так, запрещенное цензурой стих. Некрасова «Смолкли честные, доблестно павшие...», к-рое имело в виду события франко-прусской войны и Парижской Коммуны 1871, выдавалось за стихотворное обращение к рус. революционерам — подсудимым на т. н. «процессе 50-ти» (1877). Своеобразие путей В. р. п. проявилось в том, что в состав ее порой входили стихи, весьма далекие от революц. идеологии. Так, «волго-разбойничий» романтизм
1026
стих. А. А. Навроцкого «Есть на Волге утес...», напечатанного в умеренно либеральном «Вестнике Европы» (1870, № 12), способствовал тому, что уже через три года эти стихи прочно вошли в обиход вольной поэзии. В качестве «вольных» фигурировали также стихотворения того или иного запретного автора; напр., все стихи Рылеева в течение долгого времени распространялись как подпольные. Вошли в В. р. п. и нек-рые стихи иностр. поэтов: П. Беранже, О. Барбье, Г. Гейне, Ж. Ришпена в переводах и отчасти в переделках (напр., В. С. Курочкина). В качестве «вольных» выступали порой стихи, непочтительно касавшиеся вопросов религии, или же такие, где религия «кощунственно» соприкасалась с эротикой. Наиболее распростран. жанром В. р. п. являлась песенная лирика.
В условиях революц. борьбы передача по памяти становилась одним из осн. способов бытования вольной поэзии; отсюда — многочисленность вариантов и искажений текстов, обычных в фольклоре. Для В. р. п. характерно пародийное использование («перепевы») хорошо знакомых произв. — гимнов, молитв, популярных стихов (Пушкина, Лермонтова и др.).
Лит.: Рус. потаенная лит-ра XIX ст., ч. 1, [предисл. Н. Огарева], Лондон, [1861] (ч. 2-я в свет не вышла); Революционная поэзия (1890—1917). Вступ. ст., подгот. текста А. Л. Дымшица, 2 изд., Л., 1954; Вольная рус. поэзия второй пол. XIX в. Подгот. текста и примеч. С. А. Рейсера и А. А. Шилова, вступ. ст. С. А. Рейсера, 2 изд., Л., 1959; Бушканец Е., Нелегальная революционная поэзия 1860-х гг., «Русская лит-ра», 1959, № 1; его же, Особенности изучения памятников нелегальной революц. поэзии XIX в., [Каз.], 1962.
С. А. Рейсер.