1006

ВОЗВЫ́ШЕННОЕ — категория эстетики, отражающая объективные свойства явлений природы и общества, к-рые раскрывают величие мироздания, творч. и нравств. подвига нар. масс или отд. личностей; В. воспринимается и как несоизмеримое, превосходящее по размерам, силе и значительности любое чувственно-конкретное представление. Впечатление В. в природе создают, напр., грандиозный водопад, высокая гора, гроза, бушующее море, звездное небо и т. п. В социальной жизни В. могут быть те события и процессы, к-рые становятся поворотными в ходе политич. или культурного развития общества, играют всемирно-историч. роль, оказывают влияние на жизнь ряда поколений, определяют жизнь целых народов и всего человечества. В. связано с понятием нравственно-высокого в области духовной жизни, с категорией героического в этике и эстетике.

В эстетич. теории проблема В. впервые поставлена Цецилием (1 в. н. э.), а также разработана в трактате «О возвышенном», авторство к-рого не установлено; долгое время он приписывался Лонгину (3 в. н. э.). Автор этого трактата утверждает: «Возвышенное — это отголосок величия человеческой души». В качестве собственно эстетич. категории В. впервые рассмотрено англ. эстетиком Э. Бёрком («Философские исследования относительно возникновения наших понятий о возвышенном

1007

и прекрасном», 1756). Гегель трактовал В. как превосходство идеи, содержания над формой, выражаемого над выражением в произв. иск-ва, как форму, худож. выражения, при к-рой субстанция становится выше единичного явления, воплощающего ее.

В марксистско-ленинской эстетике ощущение приниженности человека перед явлениями В., ощущение ужаса, страха, как правило, исключаются из содержания В. Очевидно, что поскольку человек сохраняет перед В. способность эстетич. созерцания, постольку он преодолевает свою слабость, возвышается до сознания гордости, силы, достоинства, открывая в себе творца и созидателя. Впечатление В. возникает тогда, когда человек, сталкиваясь с грандиозными силами природы и обществ. жизни, не чувствует себя подавленным, а напротив, испытывает род восторга, эстетич. волнения, побуждающего его к философским раздумьям, к поэтич. творчеству. При этом оценка В. имеет свою социально-историч. обусловленность; отношение к В. меняется в разные эпохи, и в него включаются все новые явления в связи со всей системой взглядов человека на мир. Категорию В. марксистская эстетика не противопоставляет прекрасному, с к-рым В. часто сливается. В. нередко выступает и как проявление трагического. В сфере обществ. явлений В. в той или иной степени затрагивает и культурно-историч., политич., этич. проблемы.

Вплоть до эпохи Возрождения В. рассматривалось также в применении к стилю ораторской речи и стилю лит-ры. В. отрицало напыщенность, ложную аффектацию. В теорию классицизма было включено учение о «высоком» и «низком» стилях иск-ва (Н. Буало, М. В. Ломоносов). В. необычайно расширяет эстетич. восприятие жизни; его выражение можно найти во всей истории мирового иск-ва и худож. лит-ры. К произв., в к-рых образно воплощено В., относятся, напр., «Божественная комедия» Данте, «Король Лир» У. Шекспира, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, поэма А. С. Пушкина «Полтава» с ее фигурой Петра и картиной Полтавской битвы, эпизод в руднике из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», сцены сражений и нар. войны в «Войне и мире» Л. Н. Толстого, многие творения философской лирики В. Гёте, Ф. Шиллера, П. Б. Шелли, Ф. И. Тютчева и др. В бурж. иск-ве стремление к В. побуждало в определенные периоды к заимствованиям языка и величеств., героич. форм иск-ва других историч. эпох, как это бывало в периоды бурж. революций (в Англии 17 в., во Франции 18 в.). В 20 в. для реакц. течений иск-ва, оправдывающих фашистские формы диктатуры, характерны фальсификации В. в форме утрированной монументальности.

Огромное значение имеет отображение В. для сов. иск-ва. Возвышенный характер эпохи пролет. революции, строительства социализма требует величественных и в то же время простых поэтич. средств изображения. Там, где художник находит верные средства для вдохновенного рассказа о нашей эпохе и о народе-строителе социализма, его творчество поднимается до В. (напр., в поэмах «Хорошо» и «Владимир Ильич Ленин» Маяковского, в романе «Железный поток» А. Серафимовича, и др.).

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 174; Белинский В. Г., «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953; Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 62; Горький А. М., О «маленьких людях» и о великой их работе, Собр. соч., в тридцати томах, т. 25, М., 1953; Ванслов В. В., Трофимов П. С., Прекрасное и возвышенное, в сб.: Вопросы марксистско-ленинской эстетики, М., 1956; Ванслов В. В., Проблема прекрасного, М., 1957, гл. 4, разд. 4; Борев Ю. Б., Основные эстетич. категории, М., 1960, гл. 3; Столович Л. Н., Эстетическое в действительности и в искусстве, М., 1959; Schmidt P., Kant, Schiller, Vischer: über das Erhabene, Halle, 1880; Seidl A., Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889; Gandrea G., Der Begriff des Erhabenen bei Burke und Kant Stras., 1894 (Diss.); Monk S. H., The sublime, N. Y.,

1008

1935; Hipple W. J., The beautiful, the sublime, the picturesque in XVIII c., Carbondale, 1957.

Ю. Б. Борев.