1005

ВОДОВО́ЗОВА, Елизавета Николаевна (урожд. Цевловская, по второму мужу — Семевская) [5(17).VIII.1844, с. Поречье Смоленской губ., — 23.III.1923, Петроград] — рус. педагог, дет. писательница, мемуаристка. Род. в семье помещика. Окончила Смольный ин-т (1862), где была ученицей В. И. Водовозова (ставшего ее мужем) и К. Д. Ушинского, сыгравших большую роль в формировании прогрессивных пед. взглядов В. В печати выступила в 1863 по поводу романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» со ст. «Что мешает женщине быть самостоятельной» (журн. «Библиотека для чтения», № 9), в к-рой требовала женской эмансипации. В конце 60-х гг. изучала в Германии и Швейцарии дет. сады, созданные по системе Фребеля. В кн. «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» (1871, 7 изд., 1913) разработала теорию дошкольного воспитания, в основу к-рого предлагала положить нар. песни, игры, сказки. Выступала в пед. журналах со статьями, осуждавшими морализирование, слащавость, барское отношение к народу в дет. лит-ре. Автор популярных в свое время книг для детей: «Из русской жизни и природы» (1871), «На отдых» (1880). Популяризацией этнографич. знаний явилась книга для юношества «Жизнь европейских народов» (т. 1—3, 1875—83). Мемуары В. «На заре жизни» (1911) содержат ценные сведения о сел. быте в годы разложения крепостного уклада, о Смольном ин-те, разночинной интеллигенции 60-х гг., о В. И. Водовозове, К. Д. Ушинском, Г. З. Елисееве, В. А. Слепцове, П. Л. Лаврове и др.

Соч.: На заре жизни и другие воспоминания, т. 1—2, М. — Л., 1934.

Ю. Н. Коротков.