Борисенкова Т. Водевиль // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 1: Аарне — Гаврилов. — 1962. — Стб. 1003—1004.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-a031.htm

- 1003 -

ВОДЕВИ́ЛЬ (франц. vaudeville) — один из видов драматич. произв., легкая комедийная пьеса, в к-рой диалог и драматич. действие, построенное на занимат. интриге, на анекдотич. сюжете, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, танцем. Назв. В., возникшее во Франции, происходит от долины р. Вир в Нормандии (Vau de Vire), где жил в 15 в. нар. поэт-песенник Оливье Баслен; возможно, также от назв. гор. песен — voix de ville («городские голоса»). Вначале В. наз. куплеты-песенки с повторяющимся припевом, к-рые оживляли пьесы ярмарочных театров в 1-й пол. 18 в. (А. Лесаж, Фюзелье, Дорневаль и др.). Как театр. жанр В. сложился в годы франц. бурж. революции конца 18 в. П. А. О. Пиис и П. И. Барре открыли в Париже специальный театр «Водевиль» (1792), вслед за к-рым появились др. водевильные театры — Театр трубадуров, Театр Монтансье. В. насыщался злободневными политич. мотивами. После разгрома франц. революции В. утратил патриотич. пафос и революц. сатиру и стал развлекат. жанром бурж. театра, получив общеевроп. распространение. Канонизатором бурж. В. во Франции стал Э. Скриб, создавший ок. 150 пьес этого типа. Скриб вернул В. злободневность, иной раз даже патриотич. тему, но подчинил его прославлению предприимчивости, семейных добродетелей, бурж. нравов. Во франц. В. сохранились задорные куплеты, страсть к шутке, каламбуры, привлекавшие демократич. зрителей. А. И. Герцен отметил, что «Водевиль... народное произведение французов». Многочисл. В. франц. авторов — Скриба, Мельвиля, Пуарсона, Н. Бразье, Ж. Ф. А. Баяра, Ф. Ф. Дюмануара, крупнейшего водевилиста сер. 19 в. Э. Лабиша и др. — ставились во всех европ. театрах, дав толчок развитию В. во мн. странах. В. оказал значит. влияние на развитие всей европ. комедии 19 в. Принцип «водевилизма» лежит в основе мн. комедий Фредро (Польша), Г. Фрейтага (Германия), им окрашено творчество создателей австр. нар. театра Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя. Во 2-й пол. 19 в. В. вытесняется развитием оперетты.

В России В. появился в первые десятилетия 19 в., переняв от комич. оперы 18 в. интерес к нац., историч. и совр. сюжетам. Таковы водевильные пьесы А. А. Шаховского («Казак-стихотворец», пост. 1812, изд. 1815, «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», пост. 1814, изд. 1816, «Крестьяне, или Встреча незваных», пост. 1814, изд. 1815, и др.), окрашенные, однако, в реакц.-монархич., псевдонар. тона. А. С. Грибоедов («Своя семья, или Замужняя невеста», 1817, в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким) придал В. лит.-полемич. направленность против классицизма, псевдонародности и наивной «руссификации». К этому, направлению близок Н. И. Хмельницкий («Бабушкины попугаи», 1819, «Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра», пост. 1821, «Актеры между собой, или Первый дебют актрисы Троепольской», пост. 1821, и др.). Несмотря на идейную легковесность водевилей Хмельницкого, современники (в т. ч. Грибоедов, А. С. Пушкин) любили их за изящество, остроумие, полемич. задор. Ранний рус. В. связан также с именем А. И. Писарева («Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье», 1824, «Три десятка», «Хлопотун, или Дело мастера боится», 1825, и др.), к-рый, несмотря на консервативность убеждений, вносил в свои водевили обличит. оттенок.

После поражения восстания декабристов правительство поощряло развитие развлекат. лит-ры, отвлекавшей умы от больших обществ. вопросов. Обилие бессодержат. В., вытеснявших серьезный драматич. репертуар, вызвало отрицат. отзывы Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского о В. Но, в отличие от Гоголя, Белинский считал В. жанром, достойным внимания. Многие его высказывания о В. свидетельствуют о желании Белинского увидеть на сцене рус. нар. В. с рус. характерами и нравами.

- 1004 -

Сближение рус. театра с передовой обществ. мыслью оказало воздействие и на развитие В., способствовало появлению в нем демократич. тенденций. Лучшие водевили Ф. А. Кони, В. А. Соллогуба, П. С. Федорова, П. А. Каратыгина, П. И. Григорьева 1-го, Д. Т. Ленского и др. переносили на сцену рус. быт и характеры. Типичен для этого периода водевиль Ленского «Лев Гурыч Синичкин» (пост. 1839, изд. 1840). Использовав фабулу франц. В., Ленский создал самостоят. пьесу, показав правдивую картину жизни рус. провинц. театра. Мн. В. 30—40-х гг. сатирически высмеивали уродливые стороны совр. действительности в образах помещиков, купцов, чиновников, дворян-меценатов, продажных реакц. журналистов (напр. образ Ф. Булгарина в водевиле Ф. Кони «Петербургские квартиры», 1840). В 40-е гг. В. под воздействием натуральной школы вводит демократич. героя — «маленького человека», вызывающего не смех, а сочувствие. Такие В., как «Дочь русского актера» (1844) П. И. Григорьева, «Жених из долгового отделения» (1858) И. Е. Чернышева и особенно водевили Н. А. Некрасова, выступившего в молодости в этом жанре («Актер», 1841, «Петербургский ростовщик», 1844, и др.), сближаются с реалистич. бытовой комедией нравов, все больше теряя жанровые черты В.

Во 2-й пол. 19 в. В. почти полностью исчезает из репертуара рус. театра. Особняком стоят одноактные пьесы А. П. Чехова («Медведь», «Предложение», «Юбилей», «Свадьба», «О вреде табака», «Ночь перед судом» и др.), в известной степени развивающие традиции рус. В. Отказавшись от традиц. куплета, Чехов сохранил водевильное построение сюжета (парадоксальность, стремительность действия, неожиданность развязки). В сов. время В. как жанр не получил большого распространения, хотя имелись попытки его возрождения (В. П. Катаев, В. В. Шкваркин).

Илл. см. на вклейке к стр. 1007—1008.

Лит.: Брудный Д. Л., Демократические тенденции в рус. водевиле 30—40 гг. XIX в., «Уч. зап. Киргизского пед. ин-та», 1957, вып. 2; Гвоздев А., Сказочный театр Карло Гоцци и комическая опера Лесажа, в его кн.: Из истории театра и драмы, П., 1923; Марков П. А., Малый театр 30—40-х гг., в кн.: Московский Малый театр 1824—1924, М., 1924; Паушкин М., Социология, тематика и композиция водевиля, в кн.: Старый русский водевиль. 1819—1849, [Сборник], М., 1937; Успенский В. В., Русский классический водевиль, в кн.: Русский водевиль, Л. — М., 1959.

Т. Борисенкова.