993

ВИШНЕ́ВСКИЙ, Всеволод Витальевич [8(21).XII.1900, Петербург, — 28.II.1951, Москва] — рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1937. Сын землемера. Учился в Петерб. гимназии. Во время 1-й мировой войны 14 лет ушел добровольцем на фронт. В армии в июне 1917 примкнул к большевикам. Участник Октябрьского восстания 1917 в Петрограде. В годы гражд. войны 1918—20 служил пулеметчиком в Первой Конной армии, был командиром и политработником на Балт. и Черноморском флоте. Печататься начал в 1920. Был редактором журн. «Краснофлотец». В 1937 В. ездил в Испанию на конгресс писателей-антифашистов. В 1939 был военным корреспондентом «Правды» на финско-сов. фронте. В 1941—42 — участник обороны Ленинграда, военный корреспондент; с 1944 в Москве — редактор журн. «Знамя». В 1924 опубл. «Сборник морских рассказов» (о гражд. войне). Первая революц.-романтич. пьеса В. «Первая Конная» (1929) посвящена героич. событиям гражд. войны. В. выступил как создатель эпич. драмы, в к-рой наряду с отд. героями изображались солдатские массы, вступившие в революцию. Нарушение В. привычных театр. традиций вызвало оживленную полемику в печати. Пьеса «Последний решительный» (1931) рисует будущую войну. Героич. сцены чередуются со сценами пародийными, полемически направленными против устаревших традиций в сов. иск-ве (критика оперных штампов). Публицистич. трагедия «На Западе бой» (1931, изд. 1933) явилась одной из первых сов. антифашистских пьес. «Оптимистическая трагедия» (1933), ставшая классич. произв. сов. драматургии, изображает героич. борьбу небольшой группы коммунистов во главе с женщиной-комиссаром за превращение анархически настроенного отряда морской пехоты в дисциплинированный полк Красной Армии. Самоотверженная гибель полка раскрывается как оптимистич. трагедия, как торжество большевистской правды. Сценарий «Мы из Кронштадта» (1933), в к-ром

994

изображается оборона Петрограда в 1919, лег в основу одноименного кинофильма. Борьбе сов. людей против гитлеровских захватчиков посвящена пьеса «У стен Ленинграда» (1944). В. вернулся к теме гражд. войны в пьесе «Незабываемый 1919-й» (1949; Гос. премия СССР, 1950), в к-рой сказалось, однако, отрицат. влияние культа личности Сталина. В. принадлежат прозаич. произв.: роман-фильм «Мы, русский народ» (1937) и неоконч. документально-худож. эпопея «Война», над к-рой В. работал с перерывами св. 20 лет. Для творческого метода В. характерны открытая политич. тенденциозность, эпичность, романтич. патетика, стремительность и напряженность развития действия, мастерство изображения массовых сцен, ораторские приемы речи.

Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия». Московский камерный театр. 1933

Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия». Московский
камерный театр. 1933.

Соч.: Собр. соч., т. 1—5, М., 1954—60 (Вступ. статьи К. Симонова и П. Вершигоры); Автобиография, в кн.: Советские писатели, т. 1, М., 1959.

Лит.: Севрук Ю., Писатель и народ, «Звезда», 1938, № 3; Жданов Н., Всеволод Вишневский, «Знамя», 1937, № 11; Альтман И., Спор о Вишневском, в его кн.: Избр. статьи, М., 1957; Оснос Ю., Драматургия Всеволода Вишневского, «Октябрь», 1951, № 5; Дымшиц А., Проза Всеволода Вишневского, «Знамя», 1955, № 5; Бородина О. К., Всеволод Вишневский (Очерк жизни и творчества), К., 1958; Рудницкий К., Портреты драматургов, М., 1961.

Ю. А. Оснос.