921
ВЕРГИ́ЛИЙ, Марон Публий (Publius Vergilius — в позднейшем написании Virgilius — Maro) (70—19 до н. э.) — римский поэт. Современник крушения римской республики и установления империи, В. отразил в своем творчестве настроения средних слоев населения Италии, испуганных междоусобицей и ставших опорой нового порядка. Творчество В. формировалось под воздействием эпикурейской проповеди ухода в частную жизнь и «александрийского» направления в римской поэзии, углубившего изображение личных чувств и патетики страстей.
В сб. «Буколики» («Пастушеские песни», 42—38 до н. э.), состоящем из десяти эклог (отдельных стихотворений), В. пытается уйти от действительности в фантастич. мир пастухов (см. Буколическая поэзия). Эти «пастухи» отдаются любви и поэзии на фоне сельской природы, но действительность вторгается в их мир, и они познают горечь гражд. войн и становятся приверженцами рождающейся империи; 4-я эклога возвещает в стиле оракула о наступлении нового «золотого» века. Многим обязанный как поэт Феокриту, В. сумел выразить с небывалой еще в истории античной поэзии интенсивностью человеческие чувства. С актуальной проблемой восстановления мелкого землевладения в Италии связана дидактич. поэма «Георгики» («Поэма о земледелии», 36—29 до н. э.), где В. пытается найти воплощение «безмятежной жизни» уже в действительности, в спокойной трудовой деятельности селянина. Поэма согрета искренней любовью к природе и земледельч. труду, но сельская жизнь изображается в отрыве от действительных социальных отношений, как идеальная утопия, в к-рую вплетается восхваление Италии и императора Октавиана Августа. Италийский крестьянин с его простыми нравами и верованиями приравнивается в отношении «блаженства» к эпикурейскому мудрецу, и у самого В. эпикурейский идеал начинает сменяться активным участием в разработке офиц. идеологии империи.
922
«Энеида» (итал. изд., 1750). Фронтиспис.
К мифологич. эпосу В. обратился с намерением создать римскую параллель к «Илиаде» и «Одиссее». Поэма «Энеида» разрабатывает сказания о странствиях и войнах троянца Энея, основавшего будто бы царство на лат. земле и считавшегося предком Августа. В. дает идеализированную картину италийской древности, тесно связывая ее с актуально-политич. проблемами. Герои, воплощающие «благочестие», «верность» и т. п., нередко становятся символами отвлеченных идей. Для идеологии империи, в основе к-рой лежало «...всеобщее убеждение, что... императорская власть является неотвратимой необходимостью» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 310—11), показательно, что гл. герой поэмы Эней является лишь пассивным исполнителем «божественных» велений. Движущая сила действия — рок. Поэма представляет собой цепь патетически напряженных повествований, окрашенных в лирико-драматич. тона; из отд. эпизодов наиболее известны: гибель Трои (кн. II), повесть о любви карфагенской царицы Дидоны к Энею (кн. IV) и нисхождение Энея в преисподнюю (кн. VI) — своего рода «апокалипсис» о «тайнах» загробного мира. В. закончил Энеиду лишь вчерне; она была издана после смерти автора.
В. приписывается еще ряд мелких произв., подлинность к-рых в большинстве случаев сомнительна. В. высоко ценился в средние века и в период классицизма. Романтич. и реалистич. критика 19 в., признавая формальное мастерство В., его сжатый стиль и плавный звучный стих, обычно отрицательно относилась к его ораторской патетике и отвлеченности образов.
Соч.: Opera. rec. O. Ribbeck, v. 1—4, Lpz., 1894—95; Äneis. Post Ribbeckum tertium rec. G. Ianell, Lpz., 1939; Aeneis..., in Zusammenarbeit mit K. Bayer, hrsg. v. J. Götte, [Münch.], 1958 (текст на лат. и нем. яз.); в рус. пер. — Сельские поэмы. Буколики. Георгики. Пер., вступ. ст. и коммент. С. Шервинского, М. — Л., [1933]; Энеида, пер. И. Шершеневича, Варшава, 1868; Энеида, пер. А. Фета, М., 1888; Энеида, пер. В. Брюсова и С. Соловьева, М. — Л., [1933].
Лит.: История римской лит-ры, т. 1, М., 1959; Машкин Н. А., Принципат Августа, М. — Л., 1949, с. 569—72; Sainte-Beuve Ch. A., Étude sur Virgile, [4 éd.], P., 1891; Sellar W. Y., The Roman poets of the Augustan age: Virgil, 3 ed., Oxf., 1897; Heinze R., Virgils epische Technik, 3 Aufl., Lpz. — B., 1915; Knight W. F. Jackson, Roman Virgil, [2 ed.], L., [1945]; Pöschl V., Die Dichtkunst Virgils, Wiesbaden, 1950; Perret J., Virgile, l’homme et l’oeuvre, P., 1952; Peeters F., A bibliography of Vergil, N. Y., 1933; Gli studi virgiliani nel secolo XX. Contributo ad una bibliografia generale. A cura di G. Mambelli, [v. 1—2], Firenze, 1940.
И. М. Тронский.