880
ВЕ́ДЕКИНД (Wedekind), Франк (24.VII.1864, Ганновер, — 9.III.1918, Мюнхен) — нем. писатель, драматург. Сын врача. По образованию юрист. Критика вильгельмовской империи нашла выражение в сатирич. стихах В., когда он сотрудничал в еженедельнике «Симплициссимус» (90-е гг.). В драме «Пробуждение весны» («Frühlings Erwachen», 1891), доставившей В. европ. известность, он изобразил конфликт двух поколений, придав образам буржуа характер гротеска. Уже в этой пьесе, однако, заметно влияние Ф. Ницше с его культом аморальной «сильной личности», к-рое особенно проявилось в дилогии «Дух земли» («Erdgeist», 1895) и «Ящик Пандоры» («Die Büchse der Pandora», пост. 1901, изд. 1904), а также в повести «Мине-Гага» («Mine-Haha», 1903) и драмах «Гидалла» («Hidalla», 1904), «Замок Веттерштейн» («Schloß Wetterstein», 1910). Подвергая сомнению всю бурж. культуру, В. в своих драмах, особенно в пьесе «Маркиз Кейт» («Der Marquis von Keith», 1901), представляет капиталистич. мир как скопище ужасов и преступлений. Уход от современности в мир библейской и античной мифологии характерен для драм «Самсон» (1914) и «Геракл» (1917), герои к-рых выступают как одинокие гуманисты. Историч. и гротескные образы В. делают его прямым предшественником нем. экспрессионистской драмы.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—9, Münch., 1924; Prosa. Dramen. Verse, Münch., 1954; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—8 [СПБ], 1912—19.
Лит.: Голичер А., Жизнь современника, М. — Л., 1929; Fechter P., Frank Wedekind, Jena, 1920; Mann H., Erinnerungen an F. Wedekind, в его кн.: Essays, Bd 1, B., 1954; Kutscher A., Frank Wedekind, Sein Leben und seine Werke, Bd 1—3, Münch., 1922—31.
И. В. Волевич.