875

ВВО́ДНАЯ НОВЕ́ЛЛА, ВВО́ДНАЯ ПО́ВЕСТЬ — новелла или повесть, включенная в большое сюжетное худож. произведение. Таковы, напр., многочисл. истории, рассказываемые персонажами «Дон Кихота» Сервантеса, «Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, «Легенда о Великом Инквизиторе» в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Задачи В. н., в. п. различны. Вставной рассказ может служить ключом к осн. повествованию; иногда он дает как бы побочное освещение изображаемому; иногда характеризует рассказчика; он может усиливать впечатление по сходству или контрасту (напр., веселый случай, рассказываемый в трагич. момент гл. повествования). У подлинного художника В. н., в. п. никогда не бывает самоцелью, а всегда подчинена гл. мысли произведения. Самое появление В. н., в. п. должно быть художественно оправдано. Обычно — это встреча с рассказчиком, найденная рукопись и т. п. Иногда внутрь вводного произв., в свою очередь, включается вводный по отношению к нему эпизод — такова в «Дон Кихоте» «Повесть о безрассудном любопытном», включенная во вводное повествование о любовных злоключениях Карденио и Люсинды.