855

ВА́НЧУРА (Vančura), Владислав (23.VI.1891, Гай у Опавы, — 1.VI.1942, Прага) — чеш. писатель. Врач по профессии. Вступил в лит-ру после 1-й мировой войны. Входил в ассоциацию революц. писателей «Деветсил» («Devětsil»). Осн. тема раннего творчества В. — судьба обездоленных людей в бурж. обществе. В., стремясь к раскрытию социального и философского смысла явлений действительности, искал новые изобразит. средства. Уже в первом сб. рассказов «Течение Амазонки» («Amazonský proud», 1923), рисующем трагич. сторону жизни человека-труженика, раскрылось своеобразие стиля В.: лаконизм, эмоц. насыщенность, метафоричность. Те же черты присущи и повестям, вошедшим в сб. «Длинный, Широкий и Зоркий» («Dlouhý, Široký, Bystrozraký», 1924). Большую известность приобрел роман «Пекарь Ян Маргоуль» («Pekář Jan Marhoul», 1924), рисующий процесс разорения мелких собственников при капитализме. Ян Маргоуль — воплощение гуманности и добра, человек большого сердца, неизбежно гибнущий в мире бурж. эгоизма. В романе «Поля пахоты и войны» («Pole orná a válečná», 1925) на широком историч. фоне, используя сатирич. гротеск, В. раскрывает судьбу слабоумного батрака, случайно погибшего на фронте в 1-ю мировую войну и превращенного властями в легендарного «неизвестного солдата». Здесь звучит протест против империалистич. бойни, показан идиотизм австр. военной машины. Тяготение к символу, эмоц. перегрузка повествования сближают ранние произв. В. с экспрессионизмом. Экспериментаторством в области худож. формы и языка отмечены романы конца 20-х гг. «Страшный суд» («Poslední soud», 1929) и «Уголовный процесс» («Hrdelní pře», 1930). В последующих романах «Маркета Лазарова» («Marketa Lazarová», 1931), «Бегство в Будин» («Útěk do Budína, 1932) и сб. рассказов «Лук королевы Доротки» («Luk královny Dorotky», 1932) центр. место занимает тема любви, раскрытая гл. обр. в трагич. аспекте. В. достигает в этих произв. четкости композиции, простоты и ясности языка, характерных и для романа «Конец старых времен» («Konec starých časů», 1934). В конце 30-х гг. В. приходит к созданию эпич. полотен, воспроизводящих широкие картины нар. жизни, решающие конфликты эпохи: романы «Три реки» («Tři řeky», 1936) и «Семья Горвата» («Rodina Horvatova», 1938). Становление новых

856

качеств человека, прошедшего мировую войну и осмысливающего опыт Октябрьской революции, — осн. тема романа «Три реки», к-рый знаменовал вступление В. на путь создания социалистич. лит-ры. Жизнь чеш. народа в канун 1-й мировой войны составляет содержание романа «Семья Горвата» — первой части неоконч. трилогии «Кони и повозка» («Koně a vůz», 1938). Смелым новаторством отмечено творчество В.-драматурга. Его первые опыты — «Учитель и ученик» («Učitel a žák», 1927) и «Больная девушка» («Nemocná dívka», 1928) — носят характер драматич. поэм, полных лирики и риторики. Худож. зрелости В. достигает в драме «Алхимик» («Alchimista», 1932) — из времен императора Рудольфа II, прославляющей радость творчества; драма построена на остром столкновении характеров и мировоззрений. Драмой «Озеро Укереве» («Jezero Ukereve», 1935), в к-рой выражен протест против колониального гнета, призыв к солидарности народов, вера в прогресс, В. откликнулся на растущую угрозу мирового фашизма. Последняя работа В. — 3-томная худож. хроника «Картины из истории чешского народа» («Obrazy z dějin národa českého», 1939—40) создавалась в содружестве с группой прогрессивных чеш. историков (В. Гуса, Яр. Харват, Ян Пахта) в годы фашистской оккупации Чехословакии. «Картины...» воспитывали нац. самосознание чеш. народа, волю к борьбе с оккупантами. Здесь В. достиг эпич. широты, монументальности и ясности языка, к к-рым он постоянно стремился. Вместе с Ю. Фучиком, И. Ольбрахтом, М. Майеровой и др. он явился зачинателем совр. чеш. социалистич. лит-ры. В 1942 В. был расстрелян гитлеровцами как участник антифашист. сопротивления. В. посмертно присвоено звание нар. художника Чехословакии (1946).

Соч.: Spisy, sv. 1—15, Praha, 1951—59; в рус. пер. — Пекарь Ян Маргоуль, М. — Л., 1928.

Лит.: Mukařovský J., O. Vladislavu Vančurovi, Libni, 1945; Vladislav Vančura ve fotografii, Praha, 1954; Kundera M., Uměnī románu, Praha, 1960.

С. И. Востокова.