- 845 -
ВА́ЛЬЕ ИНКЛА́Н (Valle-Inclán), Рамон Мария дель [28.X.1869, Пуэбла-де-Караминьяль, близ г. Понтеведра (Галисия), — 5.I.1936, там же] — исп. писатель. Изучал право в ун-те Сантьяго-де-Компостела. Вступил в лит-ру в 1894 (сб. новелл «Женщины: шесть любовных историй» — «Femeninas»...). Представитель «Поколения 1898 года», В. И. в 1902—05 создал цикл романов, объединенных единым замыслом и связанных одним героем: «Осенняя соната» («Sonata de otoño», 1902), «Летняя соната» («Sonata de estío», 1903), «Весенняя соната» («Sonata de primavera», 1904, рус. пер. 1912), «Зимняя соната» («Sonata de invierno», 1905). Общий герой цикла — маркиз де Брадомин, «рыцарь спасающей сердце мечты», — своеобразно осмысленный образ непримиримого врага бурж. мещанства. Важным этапом является создание двух трилогий: «Варварские комедии» («Comedias bárbaras»), включающая романы «Орел с герба» («Águila de blasón», 1907), «Романс волков» («Romance de lobos», 1908), «Серебряное лицо» («Cara de plata», переработанное изд. 1922); «Карлистская война» («La guerra carlista»), состоящая из романов «Крестоносцы правого дела» («Los cruzados de la causa», 1908), «Отблеск костра» («El resplandor de la hoguera», 1909), «Коршуны былых дней» («Gerifaltes de antaño», 1909). В первой трилогии освященная религией семья предстает перед читателем волчьим логовом, во второй разоблачается реакц. сущность карлизма. В годы, предшествовавшие 1-й мировой войне 1914—18, В. И. создал своеобразные по форме и актуальные по содержанию драматургич. произв., в к-рых проходит целая вереница гротескных персонажей («Маркиза Розалинда» — «La marquesa Rosalinda», 1913, и др.). В пьесах, памфлетах и романах периода после 1-й мировой войны и Октябрьской революции в России В. И. отразил рост критич. настроений и прямые протесты передовой интеллигенции Испании против абсолютистского произвола, засилья клерикалов, трусости правящих бурж. партий, паразитизма военщины. В. И. пришел к пониманию революции как единств. выхода из ужаса исп. действительности. Наиболее значит. произв. этого периода — публицистич. новеллы в диалогич. форме (к ней В. И. прибегал еще в ранних произв.) — «эсперпентос» (эсперпенто — букв. «пугало», «чудище») под общим
«Крестоносцы правого дела»
(Буэнос-Айрес — Мехико, 1944). Обложка.
- 846 -
назв. «Вторник карнавала» («El martes de carnaval»): «Светоч богемы» («Luces de Bohemia», 1924), «Рога дона Фриолера» («Los cuernos de Don Friolera», 1925), «Пара платья покойника» («Las galas del difunto», 1926); сатирич. роман-памфлет «Тиран Бандерас» («El tirano Banderas», 1926), направленный против военно-фашистской диктатуры Примо де Риверы, — яркий образец оппозиц. лит-ры, и часть задуманного цикла историч. романов «Арена иберийского цирка» («El ruedo ibérico»): «Двор чудес» («La corte de los milagros», 1927) и «Да здравствует мой властелин» («Viva mi dueño», 1928), рисующие положение классов, партий и групп в Испании накануне революции 1868.
В. И. был сторонником и другом Советского Союза, инициатором и участником мн. начинаний, предпринятых прогрессивной исп. интеллигенцией. Он поднимал голос в защиту Э. Тельмана и астурийских горняков, участвовал в междунар. движении писателей в защиту культуры, возглавлял исп. секцию этого движения. В 1933 В. И. был председателем исп. «Общества друзей СССР».
Соч.: Opera omnia, v. 1—30, Madrid, [s. a.]; Obras completas, v. 1—2, Madrid, 1944; в рус. пер. — Арена иберийского цирка, Двор чудес, т. 1, М., 1936; Тиран Бандерас, М. — Л., 1931 (см. предисл. Ф. Кельина); то же, М., 1959 (см. вступ. ст. Г. Степанова).
Лит.: Габинский Н., Рамон дель В. И., «Ин. лит-ра», 1957, № 7; Диес Канедо Э., Исп. театр 20 в., пер. с исп., «Интерн. лит-ра», 1939, № 1; Дикгоф-Деренталь А., Валье Инклан, там же, 1935, № 6; Кассу Ж., Валье Инклан, там же, 1936, № 2; Кельин Ф., Исп. очерки, там же, 1936, № 7; Кессель М., Валье Инклан, там же, 1941, № 1; Памяти великого писателя-реалиста, «Лит. газета», 1956, 4.II, № 15; Fernández Almagro M., Vida y literatura de V.-I., Madrid, 1943; Gómez de la Serna R., Don Ramón María del V.-I., 3 ed., B. Aires, 1959; Madrid F., La vida altiva de V.-I., B. Aires, 1943; Salinas P., Significación del esperpento, o V.-I., hijo pródigo del 98, «Cuadernos americanos», 1947, № 2; Speratti Piñero E. S., La elaboración artística en Tirano Banderas, Méx., 1957; Zamora Vicente A., Las «Sonatas» de Ramón del V.-I., Madrid, 1955; Romo Arregui J., V.-I.: Bibliografía, «Cuadernos de Literatura Contemporánea», 1946, № 18; Rubia Bareia, A bibliography and iconography of V.-I. 1869—1936, «University California, Publications in modern philology», 1961, v. 59.
Г. В. Степанов.