- 828 -
ВА́ЙНЕРТ, Вейнерт (Weinert), Эрих (4.VIII.1890, Магдебург, — 20.IV.1953) — нем. поэт. Сын инженера социал-демократа. В возрасте 14 лет по настоянию отца поступил учеником на машиностроит. завод. Самостоятельно изучая историю живописи и лит-ры, он в 1912 окончил Высшую школу прикладных искусств в Берлине. В 1913 его призвали в армию. В годы 1-й мировой войны В. сблизился с революц. движением. Лит. деятельность начал в 1921; уже первые его стихи носили антиимпериалистич. характер. С сер. 20-х гг. В. прочно связывает свое творчество с борьбой нем. пролетариата, в 1924 вступает в ряды Коммунистич. партии Германии.
Сатирич. стихи В. обусловили успех его первых сб-ков «Балаган» («Das Affentheater», 1925) и «Эрих Вайнерт говорит» («Erich Weinert spricht», 1930). Перед приходом Гитлера к власти В. был подлинным поэтом-трибуном. Фашистский переворот вынудил его эмигрировать в Швейцарию. В 1934 выходят его сб-ки антифашистских стихов «Булыжники» («Pflastersteine») и «Наступит день» («Es kommt der Tag»). Исп. события 1936 застали В. в Москве; он уехал в Испанию в качестве политработника 11-й интернац. бригады (стихи исп. цикла В. собрал позднее в кн. «Камарадас». — «Camaradas», 1951). Вернувшись в СССР, В. переводил на нем. яз. стихи М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, сов. поэтов. В годы 2-й мировой войны он, будучи пред. комитета «Свободная Германия», составлял фронтовые листовки и на передовых позициях по радио обращался непосредственно к нем. солдатам. В. принадлежат прозаич. произв.: фронтовой дневник «Помни о Сталинграде» («Memento Stalingrad», 1943), рассказы «Смерть за отечество» («Der Tod fürs Vaterland», 1942), «Целесообразность» («Zweckmäßigkeit», 1942) и др., одноактные пьесы («Поезд стоит 5 минут», «Фрейлейн инспектор», 1938, и др.). В СССР был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Вернувшись на родину в 1946, В. направил всю свою энергию на демократич.
- 829 -
возрождение Германии. Талантливый и своеобразный поэт, тесно связанный с массами, он отдал свое творчество делу социалистич. революции. Обширен арсенал художеств. средств В.: тонкая ирония и гневный сарказм, острый гротеск и убийственная пародия, каламбур, гипербола и неологизм. В своем творчестве В. опирается на лучшие традиции реалистич. сатиры Г. Гейне, Г. Веерта и особенно нар. поэзии. В свою очередь на традициях В. воспитываются молодые поэты демократич. Германии. В 1949 и 1952 В. был удостоен Нац. премии; в 1950 — премии им. М. Андерсена-Нексё; В. был избран членом Нем. академии иск-в. После смерти поэта Союз свободной немецкой молодежи учредил медаль его имени.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—9, B., 1955—60 (изд. продолжается); Gedichte, B., 1956; Gedichte, M., 1955; в рус. пер. — Избранное, М., 1958.
Лит.: Гротеволь О., Памяти Эриха Вайнерта, «ГДР на стройке», 1953, № 3—4; Девекин В. Н., Сатира Эриха Вайнерта, в кн.: Литература Германской Демократической Республики, М., 1958; Троянкер В. С., Эрих Вайнерт. Биобиблиогр. указатель, М., 1953; Копелев Л., Говорит Эрих Вайнерт, в его кн.: Сердце всегда слева, М., 1960; Pieck W. und Grotewohl O., Dichter der Arbeiterklasse, «Neues Deutschland», 1950, 4. Aug.; Bredel W., Dichter und Tribun, «Aufbau», 1950, № 8, S. 763—70; Zweig A., Gestern, heute, morgen (Erich Weinert), «Die Weltbühne», 1951, № 32.
В. Н. Девекин.