800

БЫЛИ́ННЫЙ СТИХ — древнейшая стиховая форма эпич. творчества рус. народа (см. Былины). Есть основания полагать, что первоначально ритмич. структура Б. с. имела в основе пятисложную стопу с ударением на среднем слоге, но допускала отклонения и не была строго схематической. Былины, сохранившиеся в записях этнографов и фольклористов 19—20 вв., относятся к более позднему периоду, когда преобладающая ритмич. единица Б. с. сократилась до четырех слогов. Б. с. чаще всего состоит из трех стоп четырехсложника с анапестич. зачином и дактилич. окончанием, но по ходу сказывания схема нередко нарушается отклонениями в составе, а иногда и в числе стоп. Однако большинство исследователей трактует Б. с. как вид тонич. стиха, не расчленяя его на стопы. Былинам свойственны богатство и разнообразие ритмов. Структура Б. с. тесно связана с импровизац. характером народнопесенного творчества. Былина исполнялась нараспев, причем ритм напева складывался и видоизменялся в соответствии с текстом, а окончание стиха произносилось особенно протяжно. Каждый сказитель для всех исполняемых им былин обычно располагал одним, реже — двумя или тремя напевами. Выдающимися мастерами Б. с. были Т. Г. и И. Т. Рябинины, М. Д. Кривополенова. См. Стихосложение.

Лит.: Востоков А., Опыт о русском стихосложении, 2 изд., СПБ, 1817; Корш Ф., О русском народном стихосложении,

801

«Сборник Отд. рус. языка и словесности имп. АН», 1901, т. 67, № 8; Штокмар М. П., Основы ритмики русского народного стиха, «Изв. АН СССР. ОЛЯ». 1941, № 1; его же, Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952.

М. П. Штокмар.