796
БХА́СА (гг. рожд. и смерти неизв.) — инд. драматург, жил ок. 4 в. н. э. До 1912 был известен по упоминаниям его имени у разных авторов. В 1912—16 инд. филолог Ганапати Шастри опубл. рукопись, содержавшую 13 пьес, приписанных им Б., на сюжеты из «Рамаяны», «Махабхараты», пуран (см. Пураны) и сказочного эпоса. Творчество Б. открывает период высшего расцвета инд. классич. драматургии на санскрите. Драмы Б. разнообразны по содержанию и жанрам: «Авимарака» и «Средний брат» («Мадхьяма вьяйога») — сказочные пьесы, основанные на нар. легендах; «Пригрезившаяся Васавадатта» («Свапнавасавадатта») и «Обет Яугандхараяны» («Пратиджья-Яугандхараяна») — комедии с любовной интригой; «Бедный Чарудатта» («Даридра Чарудатта») — бытовая комедия; «Деяния детства» («Балачарита») и «Помазание» («Абхишэкнатака») — героич. драмы; «Сломанное бедро» («Урубханга») и «Бремя Карны» («Карнабхара») — трагедии. Лучшими драмами Б. считаются «Пригрезившаяся Васавадатта» и «Обет Яугандхараяны». Б. строил пьесы вне зависимости от драматургич. канонов. Вопреки позднее установленным правилам брахманской поэтики, в его пьесах изображались смерть, свержение царя, сражения. В трактовке сюжетов, к-рые широко привлекались из предшествующей лит. традиции, основанной на фольклоре, в композиции и стиле, в выборе героев Б. проявил большую свободу и высокое мастерство. Для его пьес характерна стремительность развития действия. Язык отличается простотой, сравнения, метафоры и др. поэтич. фигуры не осложнены надуманностью или вычурностью. Творчество Б. оказало большое влияние на развитие инд. классич. драмы.
Соч.: Bhasa-nataka-cakra or plays ascribed to Bhasa, publ. by C. K. Devadhar, Poona, 1937.
Лит.: Эрман В. Г., Об элементах народности в индийской классической драматургии, «Сов. востоковедение», 1957, № 4; Keith A. B., The Sanskrit drama in its origin..., Oxf., 1954.