- 758 -
БУАЛО́, Буало́-Депрео́ (Boileau-Despréaux), Никола́ (1.XI.1636, Париж, — 13.III.1711, там же) — франц. поэт, критик, теоретик классицизма. Выходец из бурж.-чиновничьей среды. По окончании коллежа изучал в Сорбонне богословие, затем право, но адвокатом не стал, посвятив себя целиком лит-ре. Известность Б. приобрел как автор сатир (в 1660—66 им было написано 9 сатир), к-рые распространялись в списках и были изданы в 1666. В сатирах затрагиваются не только житейские и моральные проблемы, но и лит. темы. Б. зло высмеивает прециозную поэзию и бурлеск, считая оба эти направления одинаково фальшивыми и
- 759 -
неестественными. Критике прециозной лит-ры посвящен также диалог Б. «Герои романов» («Dialogue des héros de romans», написан в 1665, изд. 1701). В герои-комич. поэме «Налой» («Lutrin», 1674—83) забавная история ссоры двух прелатов рассказана в высоком стиле героич. эпоса. Такая трактовка «низменного» сюжета, по мысли Б., является более благородной формой комического, чем присущая бурлескной поэзии низменная трактовка высокого античного сюжета. В поэме даны яркие сатирич. зарисовки быта и нравов франц. духовенства. В нач. 70-х гг. Б. был приближен ко двору. С 1677 становится придворным историографом, работая совм. с Ж. Расином над подготовкой труда по истории царствования Людовика XIV. В этот период он отходит от занятий лит-рой, к к-рым возвращается лишь в 90-е гг. Произв. этих лет — «Рассуждение об оде» («Discours sur l’ode», 1693) и «Критические размышления по поводу некоторых мест у ритора Лонгина» («Réflexions critiques sur quelque passages du rhéteur Longin», 1694) — связаны с полемикой, известной под назв. «спора древних и новых». Выступая с точки зрения образованного вкуса 17 в. против Ш. Перро, ниспровергавшего авторитет античных писателей, Б. отстаивал превосходство древних писателей над совр. авторами.
Титульный лист 1-го тома Сочинений
(Амстердам, 1729).Наиболее прославленное произв. Б., в к-ром сформулированы осн. эстетич. принципы франц. классицизма, написано в форме поэмы и озаглавлено «Поэтическое искусство» («L’art poétique», 1674). Эстетика Б. проникнута рационализмом: прекрасное для него тождественно разумному, и единственно достоверным методом познания он вслед за Р. Декартом считал рационалистич. обобщение. Кладя в основу своей поэтики принцип «подражания природе», Б. ограничивает его изображением абстрактно всеобщего, типического, исключающего все индивидуальное, изменчивое, исторически конкретное. Согласно Б., такой характер «подражания природе» был присущ античному искусству, а оно рассматривается им как некая абсолютная эстетич. норма. Поэтому требование подражания древним дополняет в эстетике Б. принцип подражания природе. На основе изучения произв. античной лит-ры и поэтики (Аристотель, особенно Гораций) Б. пытается установить некие извечные законы худож. творчества, незыблемые правила «хорошего вкуса». С точки зрения этих правил Б. судит и нар. поэзию, которую он третирует как искусство «вульгарное», «варварское», «площадное». Среди правил, выдвинутых
- 760 -
Б., особое значение имеет требование соблюдения в драме закона трех единств — места, времени, действия. Большое внимание Б. уделяет вопросам худож. формы, в к-рой видит проявление разума, творч. воли писателя, превращающей жизненный материал в произв. иск-ва. Нормативный характер эстетики Б. сказался в теории жанров. Каждый жанр у Б. имеет четкие формальные признаки, особую огранич. сферу; никакого смешения возвышенного и низменного, трагич. и комич., героич. и шутовского эстетика Б. не допускает. Присущее поэтике Б. деление жанров на «высокие» и «низкие» во многом отвечало сословной иерархии абсолютистского общества. Содержанием «высоких» жанров (трагедия, эпопея), по Б., служат судьбы нации, а их героями являются короли и другие представители высшей знати, чья жизнь тесно связана с судьбами гос-ва; к «низким» жанрам Б. относит комедию и роман, изображающие частную жизнь человека третьего сословия с ее прозаич. будничными интересами.
«Наука о стихотворстве» (С.-Петербург,
1808). Титульный лист.Являясь обобщением худож. опыта франц. лит-ры 17 в., поэтика Б. оказала большое влияние на эстетич. мысль и лит-ру 17—18 вв. не только Франции, но и др. европ. стран. В России эстетике Б. следовали А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, особенно В. К. Тредиаковский, к-рый в 1752 перевел «Поэтическое искусство» на рус. яз. К нач. 19 в. прогрессивное значение эстетики Б. было исчерпано, она стала мишенью нападок со стороны писателей, боровшихся против обветшалых канонов классицизма.
Соч.: Oeuvres complètes, t. 1—4, P., 1870—73; в рус. пер. — Поэтич. искусство (предисл. Н. А. Сигал), М., 1957.
Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 523—38; Bray R., B., l’homme et l’oeuvre, P., [1942]; Brody J., B. and Longuinus, Gen., 1958; Deschanel É., Le romantisme des classiques, ser. 4 — Boileau, P., 1888; Lanson G., Boileau, P., 1892; Morillot P., Boileau, P., 1891; Magné E., Bibliographie générale des oeuvres de N. B., P., 1929.
В. Я. Бахмутский.