735

БРЕХТ (Brecht), Бертольт (10.II.1898, Аугсбург, — 14.VIII.1956, Берлин) — нем. писатель и театр. деятель. Род. в бурж. семье. Изучал медицину в Мюнхенском ун-те. Во время 1-й мировой войны служил санитаром в воен. госпитале, участвовал в революц. событиях 1918—19 в качестве члена Аугсбургского солдатского совета. С конца 1914 стали появляться в печати стихи, а в 20-е гг. — драмы Б. В 1922 он был удостоен лит. премии им. Клейста. Сблизившись с Коммунистич. партией, Б. участвовал в ее пропагандистской работе. Эмигрировав из Германии после прихода к власти фашистов, жил в Швейцарии, Дании,

736

Швеции и США. В связи с политич. преследованиями покинул в 1947 США, с 1948 поселился в демократич. Берлине. В 1949 Б. организовал и возглавил театр «Берлинер ансамбль», последующие гастроли к-рого в Париже, Лондоне, Москве, Ленинграде, Варшаве, Праге, городах Зап. Германии приковали внимание междунар. театр. общественности к драматургии и сценич. принципам Б. В 1951 он был удостоен Нац. премии 1-й степени ГДР, в 1954 — Междунар. Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

В ранних пьесах Б. «Ваал» («Baal», 1918), «Барабаны в ночи» («Trommeln in der Nacht», 1922), «В джунглях городов» («Im Dickicht der Städte», 1921—24), в сб. стих. «Домашние проповеди» («Hauspostille», 1927) сказались разнородные влияния со стороны Г. Бюхнера, А. Стриндберга, Ф. Вийона, А. Рембо и др. В то же время Б. явно противопоставлял экспрессионизму с его абстрактным, идеалистическим, хотя и безусловно гуманистич. пафосом, чуждый всяких иллюзий трезвый реализм. Преданность суровой правде без прикрас — одна из самых характерных черт Б.-художника. Со 2-й пол. 20-х гг. пафосом его творчества становится опирающаяся на марксистское мировоззрение критика всех видов социальной лжи господств. классов. В пьесе «Что тот — что этот» («Mann ist Mann», 1927) Б. показал варварскую бесчеловечность капитализма. В «Трехгрошевой опере» («Dreigroschenoper», 1928) и написанном позднее на тот же сюжет «Трехгрошевом романе» («Dreigroschenroman», 1934) Б. в резко саркастической, временами парадоксальной форме вскрыл принципиальную родственность уголовного преступления и «честной» коммерции. В пьесе «Святая Иоганна боен» («Die heilige Johanna der Schlachthöfe», 1929—30), заключающей в себе элементы пародийного переосмысления «Орлеанской девы» Ф. Шиллера, Б., критикуя обществ. строй США, высмеял прекраснодушные мечтания о достижении социальной справедливости путем филантропии, нравств. проповеди и т. п. В пьесах «Мероприятие» («Die Maßnahme», 1930) и «Мать» («Die Mutter», 1930—32; по мотивам романа М. Горького) Б. предпринял первые, не вполне еще свободные от схематизма, попытки воплотить в драме тему классовой борьбы пролетариата.

В годы эмиграции Б. создал свои лучшие произв. Напряженностью драматич. конфликта и глубиной социально-психологич. характеристик отличается цикл антифашистских одноактных пьес «Страх и отчаяние в третьей империи» («Furcht und Elend des Dritten Reiches», 1935—38). Драмой глубокой философской мысли является «Жизнь Галилея» («Leben des Galilei», 1938—39) — пьеса о долге и ответственности ученого перед человечеством, о взаимной связи интеллектуального и морального начал в науке. Накануне 2-й мировой войны пьеса Б. «Матушка Кураж и ее дети» («Mutter Courage und ihre Kinder», 1939) предостерегала простых людей, обманутых фашистско-милитаристской пропагандой, от губительных иллюзий. В пьесах «Добрый человек из Сезуана» («Der gute Mensch von Sezuan», 1938—40) и «Кавказский меловой круг» («Der Kaukasische Kreidekreis», 1944—45) нашло особенно полное выражение своеобразие худож. метода Б.: реализм, опирающийся на просветит. традиции 18 в., широко использующий элементы философской фантастики и условности, соединяющий интеллектуальную глубину с поэтич. одухотворенностью.

737

Сцена из спектакля «Мамаша Кураж и ее дети». Драматический немецкий театр «Берлинер ансамбль». 1939

Сцена из спектакля «Мамаша Кураж и ее дети». Драматический
немецкий театр «Берлинер ансамбль». 1939.

Б. пользуется также известностью как создатель теории «эпич. театра», оказывающей значит. влияние на театр. жизнь многих стран мира. Эта теория предусматривает в качестве обязат. момента т. н. «эффект отчуждения», т. е. прием, с помощью к-рого драматург и режиссер показывают явления жизни не в их примелькавшемся виде, а с к.-л. неожиданной стороны, заставляющей зрителя по-новому на них посмотреть и глубже их понять. Это усиливает в зрителе критич. отношение к изображаемым на сцене событиям. Теория «эпич. театра» пронизывает всю творческую практику Б. Свою драматургию он обогатил изобразит. средствами повествоват. жанров (введение т. н. «зонгов» — песен, комментария, образов рассказчика, певца и т. д.). Многие его стихи следует понимать не как лирич. самовыражение поэта, а как высказывания сценич. персонажей. Подход драматурга чувствуется также и в худож. прозе Б.: роман «Дела господина Юлия Цезаря» («Die Geschäfte des Herrn Julius Cäsar», начат в 40-х гг., не окончен), сб. новелл «Истории из календаря» («Kalendergeschichten», 1948) и др. Революц. новатор в области театра, Б. является ярким и оригинальным представителем социалистич. реализма в лит-ре.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—2, L., 1938; Stücke, Bd 1—10, B., 1955—58; Hundert Gedichte. 1918—1950, 5 Aufl., B., 1958; Schriften zum Theater, B. — Frankf. a. M., 1957; в рус. пер. — Стихи. Роман. Новеллы. Публицистика, М., 1956; Пьесы, М., 1956; Дела господина Юлия Цезаря, М., 1960; О театре. Сб. статей, М., 1960.

Лит.: Федин К., Писатель, искусство, время, М., 1957; Фрадкин И., Литература новой Германии. Статьи и очерки, М., 1959; его же, О художественном своеобразии драматургии Бертольта Брехта, «Вопр. лит-ры», 1958, № 12; Эткинд Е. Г., Театр Бертольта Брехта, «Нева», 1957, № 8; Bertolt Brecht, B. [u. a.], 1957 («Sinn und Form», Sonderheft 2); Schumacher E., Die dramatischen Versuche Bertolt Brechts. 1918—1933, B., 1955; Rilla P., Brecht — von 1918 bis 1950, в кн.: Essays, B., 1955; Chiarini P., Bertolt Brecht, Bari, 1959.

И. М. Фрадкин.