727

БРА́УНИНГ (Browning), Роберт (7.V.1812, Лондон, — 12.XII.1889, Венеция) — англ. поэт. Сын богатого чиновника. Получил домашнее образование. В 1846 при романтич. обстоятельствах женился на поэтессе Элизабет Барретт Моултон (см. Браунинг Э. Б.). Долго жил в Италии. Сочувствовал нац.-освободит. борьбе итал. народа. Первые произв. Б. — трагедия «Страффорд» («Strafford», 1837), поэма «Сорделло» («Sordello», 1840). Успех принесли ему сб-ки: «Драматическая лирика» («Dramatic lyrics», 1842), «Драматические поэмы» («Dramatic romances and lyrics», 1845), «Мужчины и женщины» («Men and women», 1855), «Действующие лица» («Dramatis personae», 1864); в них были напечатаны стих., ставшие широко известными: «О том, как принесли добрую весть из Гента в Аахен», «Пестрый флейтист из Гаммельна», «Фра Филиппо Липпи», «Рабби бен Эзра», «Калибан о Сетебосе» и др. Сюжеты многих произв. Б. построены на материале средневековья и Возрождения. Б. разработал жанр драматич. монолога-исповеди, размышления, речи к.-л. личности, обычно легендарной. Эти монологи отмечены тонким психологизмом, страстной защитой этич. принципов. Высоки поэтич. достоинства несценичной пьесы «Пиппа проходит» («Pippa passes», 1841), изображающей семейные драмы богачей, к-рые развертываются перед девушкой из народа. Поэма «Кольцо и книга» («The ring and the book», v. 1—4, 1868—69) — 10 драматич. монологов, рисующих с разных точек зрения трагедию в итал. семье 16 в. Язык Б. отличается затрудненностью, сложностью синтаксиса. Глубокий психологич. анализ характеров сочетается в его поэмах и драмах с поисками философ. обобщений, выходящих за пределы религ. морали. Если худож. метод Б. сближает его с реалистич. направлением в англ. лит-ре 19 в., то по своим философ. взглядам он примыкает к позитивистам типа Г. Спенсера.

Соч.: Complete works, v. 1—12, N. Y., [1912]: в рус. пер. — в кн.: Антология новой англ. поэзии, Л., 1937; Флейтист из Гаммельна, пер. С. Маршака, «Новый мир», 1957, № 6, с. 110—18.

Лит.: История англ. лит-ры, т. 2, в. 2, М., 1955.

А. Я. Сергеев.