721
БРА́НДЕС (Brandes), Георг (4.II.1842, Копенгаген, — 19.II.1927, там же) — дат. лит. критик. Род. в евр. бурж. семье. В Копенгагенском ун-те изучал право, философию и эстетику. В 1864 защитил магистерскую диссертацию по эстетике. Лит. деятельность начал в сер. 60-х гг. как сторонник эстетики гегельянца Й. Л. Хейберга. Однако его статьи и театр. рецензии, вошедшие в сборники «Эстетические этюды» («Æstetiske studier», 1868), «Рецензии и портреты» («Kritiker og portraiter», 1870), докторская диссертация «Французская эстетика в наши дни» («Den franske æstetik i vore dage», 1870) знаменуют переход на позиции позитивизма; в его эстетич. взглядах эклектически сочетались культурно-историч. концепция И. Тэна и психолого-биографич. метод Ш. О. Сент-Бёва. С нач. 70-х гг., в период подъема дат. демократич. движения, завершается становление социальных и атеистич. взглядов Б., складывавшихся под влиянием идей Л. Фейербаха, Дж. Стюарта Милля, а также революц. событий во Франции. В 1871 Б. приступил в Копенгагенском ун-те к чтению курса лекций: «Главные течения в европейской литературе 19 в.»; это была первая попытка изучения зап.-европ. литератур 19 в. в их взаимодействии, положившая начало одноименному труду Б. («Hovedstrønninger i det, nittende aarhundredes litteratur», bd 1—6, 1872—90). Лекции были направлены против влияния реакц. романтизма в дат. лит-ре. Сторонник правдивого изображения действительности, Б. подверг критике творчество нем., франц. и англ. реакц. романтиков, стремясь показать становление реализма до 1848, в связи с развитием революц. и освободит. движений. Эта позиция Б. нашла отражение и в полемич. брошюре «Объяснение и защита» («Forklaring og forsvar», 1872), а также в работах о дат. писателях — «Карстен Гаух» («Carsten Hauch», 1873), «Сэрен Кьеркегор» («Søren Kierkegaard», 1877) и др.
722
Созданные Б. образцы дат. реалистич. публицистики конца 19 в. вызвали нападки реакц. критики и послужили толчком к развитию реалистич. тенденций в творчестве демократически настроенных писателей (Й. П. Якобсен и др.), объединившихся в «Литературное общество». Трибуной его становится изд. Б. (совм. с братом Эдвардом Б.) журн. «Det 19 Aarhundrede» («Девятнадцатый век», 1874—77). Однако во 2-й пол. 70-х гг., в период обострения классовой борьбы в Дании, молодая школа дат. писателей-реалистов испытала глубокий кризис. В 1877 Б. уехал в Германию, а «Литературное общество» распалось. По возвращении в Данию (1883) Б. примыкает к радикальной партии «Венстре» («левая») и сотрудничает в ее органе «Politiken» («Политикан»). Его работы 80-х гг.: «Фердинанд Лассаль» («Ferdinand Lassalle», изд. 1877 — на нем. яз., 1881 — на дат. яз.), «Людвиг Гольберг» (1884), 5 и 6 тт. «Главных течений...» отличает расширение политич. и эстетич. кругозора, углубление критич. отношения к бурж. обществу. Кн. Б. «Польские впечатления» (1888) и «Русские впечатления» (1888), написанные после поездок в Польшу (1886) и Россию (1887), способствовали популяризации слав. лит-р, особенно рус. лит-ры в Дании и др. сканд. странах. Однако для лит.-критич. выступлений Б. этих лет характерно снижение публицистич. остроты, нарастание скептич. и пессимистич. настроений; стержнем его работ становится создание лит. портрета, для к-рого осн. роль играет психолого-биографич. метод.
К концу 80-х гг. Б. приходит к идеалистич. взглядам на роль личности в развитии общества и культуры, во многом совпадающим с реакц. теориями Ф. Ницше, к-рому он посвятил статью «Аристократический радикализм» (1889). Эти взгляды Б. проявились в его «монографиях о героях»: «Вильям Шекспир» («William Shakespeare», bd 1—3, 1895—96), «Вольфганг Гёте» («Wolfgang Goethe», bd 1—2, 1914—15), «Кай Юлий Цезарь» («Cajus Julius Cæsar», 1918) и др. Однако Б. оставались чужды расистские и милитаристские стороны ницшеанства. В публицистич. сб-ках «Мировая война» («Verdenskrigen», 1916—17) и «Вторая часть трагедии» («Tragediens anden Del», 1919) Б. с пацифистских позиций разоблачает пр-ва империалистич. держав. В 1920 он подписал составленный А. Барбюсом манифест группы «Кларте». В своих статьях Б. неоднократно выступал против декадент. лит-ры, в защиту реалистич. искусства. В 1901 он написал статью о М. Горьком, а в 1912 отметил появление пролет. лит-ры в Дании в связи с выходом романа М. Андерсена-Нексё «Пелле-Завоеватель». Последние книги Б., посященные критике христианства («Сказание об Иисусе», 1925, и др.), явились протестом против распространения в послевоенной Европе религ. мистики и обскурантизма.
Соч.: Samlede skrifter, bd 1—18, Københ., 1899—1910; Taler, [Københ.], 1920; Levned, [bd] 1—3, [Københ.], 1905—08; Brevveksling med nordiske forfattere og videnskabsmaend, [del] 1—8, Københ., 1939—42 (совм. с E. Brandes); Correspondance. Lettres choisies et annotées par P. Krüger, [bd] 1—2, Copenhague, 1952—56; в рус. пер. — Собр. сочинений, 2 изд., т. 1—20, СПБ, [1906—14]; Из автобиографии Георга Брандеса, «Рус. мысль», 1907, № 8.
Лит.: Ipsen A., Georg Brandes, bd 1—3, [s. l.], 1902—1903; Petersen C. og Andersen V., Illustreret dansk litteraturhistorie, bd 4, Københ., 1925; Rubow P. V., Georg Brandes og den kritiske tradition i det nittende aarhundrede, Københ., 1931; Fenger H., Georg Brandes’ læreår... 1857—1872, [Københ.], 1955; его же, Den unge Brandes, [Københ.], 1957; Kue H., Georg Brandes og socialismen, Skjern, 1957; Lauritsen P., Chr. Collin og Georg Brandes. Fra humanismens og naturalismens kamptid i Norden, 1—2, Københ., 1958.
Д. Б. Александров.