Тертерян И. А. Бразильская литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 1: Аарне — Гаврилов. — 1962. — Стб. 713—718.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-7131.htm

- 713 -

БРАЗИ́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра браз. народа, в основном на португ. языке. Первые памятники относятся к колониальному периоду — 16—17 вв. Это письма и проповеди миссионеров-иезуитов («Письма», «Диалог об обращении населения» Р. М. ди Нобреги, 1517—70), «Письма, сообщения, исторические фрагменты и проповеди» Ж. ди Аншиеты (1534—97), исторические хроники и описания путешествий: «История провинции Санта-Крус, которую обычно зовут Бразилией» (1576) П. ди Магальяинса Гандаву, «Диалоги о достоинствах Бразилии» (1618, предполагаемый автор А. Фернандис Брандао), «История Бразилии» (с 1627, изд. 1889) В. ду Салвадора (1564 — ок. 1636). Самая значит. фигура этого периода — Аншиета, в чьих стихах и религ. «действах» проявился интерес к индейскому населению, его языку. В богатом и своеобразном фольклоре Бразилии слились три поэтич. стихии: португальская, индейская и негритянская. Взаимодействуя, они обогащали друг друга. Так, известная в португ. фольклоре форма романса ABC, в к-ром каждая строфа начинается со следующей буквы алфавита, широко распространилась среди метисов и негров, и теперь поются ABC, посвященные разным событиям нар. жизни, любимым нар. героям, певцам и др.

Браз. поэзия до сер. 18 в. развивалась в целом в русле португ. поэзии, под сильным влиянием ее реакц. течений — культеранизма и консептизма («Прозопопейа», 1601, Бенту Тейшейры, 1561 — г. смерти неизв.); португ. конкистадоры прославлялись по образцу риторич. придворной эпопеи («Музыка Парнаса», 1705, М. Ботелью ди Оливейры, 1636—1711). Самым крупным явлением эпохи стала поэзия Г. ди Матуса (1633—1696), сравнимая с лучшими образцами мировой сатиры 17 в. и запечатлевшая особенности колониального быта, остроту социальных противоречий.

Своеобразие браз. Просвещения, начавшегося во 2-й пол. 18 в., состояло в том, что его обществ. основой была борьба за независимость страны. Просветит. идеи приняли поэтому специфич. характер: естеств. человек воплотился в индейце, а идеал естеств. жизни — в поэтизированной родной природе. Эпич. поэмы «Уругвай» (1769) Ж. Базилиу да Гамы (1741—95) и «Карамуру» (1781) Ж. ди Санта Рита Дурана (1722—84), хотя их авторы и не участвовали в движении за независимость в Америке, отразили дух этого движения. Обращение к прошлому, сочувствие индейцам, черты стихийного историзма в «Уругвае» — все это подготовило развитие нац. романа.

Возникновение браз. классицизма относится к 1768, когда К. М. да Коста (1729—89) основал лит. об-во «Заморская Аркадия» и выпустил сб. «Стихи». Эстетич. программа браз. классицистов — не только в подражании античной поэзии, но и в утверждении идеала простоты, слияния с природой. Они стремились к строгости и простоте формы, вводили свободное стихосложение. Центром их деятельности стала Вила-Рика, столица провинции Минас-Жераис. Поэты «минасской школы» Т. А. Гонзага (1744—1810), да Коста, М. да

- 714 -

Силва Алваренга (1749—1814), Алваренга Пейшоту (1744—93) были связаны с освободит.-респ. движением, т. н. Инконфиденсией, и после его поражения в 1789 подверглись жестоким репрессиям. Они были хорошо знакомы с лит-рой кануна франц. бурж. революции и с лит-рой эпохи войны за независимость в Сев. Америке 1775—83. Благодаря этой идейной основе их пасторальная лирика не превратилась, как в Европе 18 в., в аристократич. жанр, а сохранила нар. колорит («Глаура», 1798, Силвы Алваренги, мн. стихи Гонзаги, ставшие нар. песнями). В поэме да Косты «Вила-Рика» (1773, изд. 1813) и особенно в сатире Гонзаги «Чилийские письма» (1788—89), в стихах 2-й ч. его поэтич. сб. «Дирсеева Марилия» (1799) ощутим просветит. реализм. Творчество Гонзаги, завершая колониальный период браз. лит-ры, явилось одновременно началом ее нац. периода.

С утверждением нац. независимости начали быстрее развиваться экономика и культура, оживилась обществ. жизнь. В 1836 сб. стихов Д. Ж. Гонсалвиса ди Магальяинса (1811—82) «Поэтические вздохи и песни тоски» ознаменовал возникновение браз. романтизма, порожденного эпохой бурных обществ. потрясений. В лит-ре гл. выражением этого периода еще неосознанного капиталистич. развития стало т. н. индианистское направление романтизма. Его важнейшие черты — обращение к нац. жизни, борьба за самобытность тематики и языка лит-ры. В произв. А. Гонсалвиса Диаса (1823—64), Ж. М. ди Аленкара (1829—77), поэме Гонсалвиса ди Магальяинса «Союз племени Тамойо» (1856), романе Б. Гимараинса (1825—84) «Индеец Афонсу» (1873) появился, хотя и романтически условный, образ индейца — коренного жителя страны. Это пробуждало интерес к жизни индейцев, их фольклору: лучшие из «Американских поэм» Гонсалвиса Диаса, «Ирасема» (1865) Аленкара — обработки индейских преданий. Другие стороны жизни страны изображены в произв. романтиков, близких к индианизму. Это Ж. ди Маседу (1820—82), описывающий в романе «Смуглянка» (1844) нравы столичного общества, А. ди Эскраньол Таунай (1843—99), поэтизировавший сел. патриархальную жизнь в романах, из к-рых самый популярный — «Иносенсия» (1872), А. Порту Алегри (1844—1904), автор романов о гаучо — скотоводах Юга. Следует назвать также романы Б. Гимараинса «Искатель алмазов» (1872) и «Раба Изаура» (1875).

В 50—60-е гг. Бразилия переживала период социальной ломки. Поэты-романтики воспринимали его глубоко трагически, отвергая действительность, в к-рую все сильнее проникал бурж. уклад с его духом торгашества. М. А. Алварис ди Азеведу (1831—52), Л. Н. Фагундис Варела, К. Ж. ди Абреу (1837—60) — люди тяжелой личной судьбы, в поэзии к-рых рядом с воспеванием природы и тонкой интимной лирикой звучат мотивы разочарования, страха перед действительностью, стремления уйти в мир грез и детских воспоминаний. Страдая от одиночества и безнадежности, они не видели, что углубляющийся обществ. кризис ведет к объединению передовых сил общества в борьбе против рабства. Эту перспективу видел великий браз. поэт А. Кастру Алвис (1847—71). Возглавив образовавшуюся в Ресифи т. н. кондорскую школу поэзии (Т. Баррету, 1839—89, М. Пинейру), он создал лирику высокого гражд. пафоса — худож. выражение революц.-демократич. идеалов. Творчество Кастру Алвиса — высший взлет браз. революц. романтизма.

Браз. романтизм — отнюдь не копия с европ. образцов. Он порожден историч. процессами, происходившими в стране. Европ. влияние было сильным и служило как бы эстетич. школой для молодой, не имевшей еще собств. традиций лит-ры. У европ. романтиков черпались формы и образные средства, но сам отбор их

- 715 -

определялся прежде всего отношением к проблемам нац. действительности. И в поэзии Алвариса ди Азеведу и в стихах Кастру Алвиса ощутимо влияние Дж. Байрона. Но если Алварис ди Азеведу воспринимает лишь байронич. скорбь, то у Кастру Алвиса влияние Байрона переплетается с влиянием В. Гюго. С романтизмом связано начало изучения истории Б. л.: Гонсалвис ди Магальяинс — «Очерк по истории литературы Бразилии» (1836), Ф. А. Варнажен — «Исторический очерк литературы Бразилии» (1850), Фернандис Пиньейру — «Элементарный курс национальной литературы» (1862). Романтизм положил начало и нац. театру. Появились драмы Гонсалвиса ди Магальяинса «Антониу Жозе, или Поэт и инквизиция» (1838), Гонсалвиса Диаса «Леонор ди Мендоса» (1847), драмы и комедии Аленкара и бытовые комедии К. Мартинса Пены (1815—48) «Мировой судья в деревне» (1838), «Помолвка» (1845) и др. Позже созданы комедии Ж. Франсы Жуниора (1838—90) «Образцовая республика» (1861), «Полчаса цинизма» (1861), «Современные типы» (1862), комедии и драмы Артура ди Азеведу (1855—1908) «Рабовладелец» (1884), «Федеральная столица» (1897) и др.

С сер. 19 в. внутри романтизма уже начали зреть ростки нового метода. Об этом свидетельствует роман М. А. ди Алмейды (1831—61) «Воспоминания сержанта милиции» (1854—55), бытописательный реализм к-рого связан с традицией европ. плутовского романа. Необходимые предпосылки для развития реализма создались в общественном сознании в 70—80-е гг. Укреплялись капиталистические отношения. Страна стояла накануне переворота, рабство и монархия стали тормозом всякого прогресса. Ширилось обществ. движение, выдвинувшее плеяду блестящих социологов, философов, публицистов — идеологов прогрессивной нац. буржуазии, знакомивших интеллигенцию с нем. вульгарным материализмом, трудами Ч. Дарвина, Э. Геккеля, франц. позитивизмом, новейшими школами физиологии и др. Это Силвиу Ромеру (1851—1914), Тобиас Баррету, Капистрану ди Абреу, Т. Арарипе Жуниор (1848—1911) и др. Силвиу Ромеру был выдающимся историком лит-ры; его капитальная «История бразильской литературы» (1888), осн. на идее нац. самобытности, до сих пор сохраняет свою ценность. Им же начато систематич. собирание браз. фольклора («Народные песни Бразилии», 1882, «Народные сказки Бразилии», 1883). Другой значит. литературоведч. труд — «Жозе ди Аленкар» (1882) Арарипе Жуниора. Труды Ромеру и его сподвижников способствовали раскрепощению обществ. мысли от оков католич. идеологии и от влияния идеологии метрополии.

Становление реализма осложнялось тем, что в эти же годы под влиянием теорий Э. Золя начинает развиваться натурализм: романы Э. Инглеса ди Созы (1853—1918) «Полковник Санградо» (1877) и «Миссионер» (1888), Жулиу Рибейры (1845—90) — «Плоть» (1888), книги А. Каминьи (1867—97). Натурализм сказался и в «Атенеу» (1888), автобиографич. романе талантливого журналиста Р. Помпейи (1863—95); в его стиле ощутимо также импрессионистич. влияние. Лучшие социальные романы представителя этой школы Алуизиу Азеведу (1857—1913) выходят за пределы натуралистич. норм и являются ступенями в развитии реалистич. метода.

Крупнейшим мастером критич. реализма этого времени явился Ж. Машаду д’ Асис (1839—1908). Он внес в лит-ру психологизм, утвердил человеч. характер как осн. объект худож. познания. Резко критич. отношение к действительности, боль за унижение человека соединялись в его творчестве с горьким скептицизмом. Мн. социальные конфликты остались вне поля зрения этого художника. Дальнейший путь браз. реализма лежал через худож. освоение жизни народных, прежде всего крест., масс. В конце 19 в. появляются первые

- 716 -

произв. т. н. регионалистов: рассказы А. Аринуса ди Мелу Франку (1868—1916) «По сертану» (1898), романы Ф. Таворы (1842—88). Регионалисты изображали особенности природы, жизни, нравов различных областей Бразилии. Огромное влияние на дальнейшую историю Б. л. оказала книга Э. да Куньи «Сертаны» (1902), где подлинно реалистически показаны жизнь и борьба крестьян за землю и свободу. После «Сертан» началось бурное развитие регионализма, но представители этого течения не достигали завоеванных «Сертанами» высот реализма, еще не проникали глубоко в суть социальных столкновений, воспринимая трагизм жизни крестьянина лишь в его борьбе с природой. Таковы романы «Зеленый ад» (1908) А. Ранжела (1871—1945), «Обездоленные» (1921) К. ди Васконселуса (1881—1923), «Живые руины» (1910) А. Майа (1878—1944), романы А. Пейшоту (1876—1947) и рассказы Ж. Симоинса Лописа Нету (1865—1916) о гаучо.

Новой ступенью критич. реализма были произв. А. ди Лима Баррету (1881—1922), в к-рых психологич. мастерство сочеталось с гротескной остротой сатиры, лиризм с обличением. Он первый обратился к гор. бедняцкому люду, пролетариату. В публицистике и лит. критике Лимы Баррету отразилось влияние Октябрьской революции в России. Его творчество подготовило новый этап истории Б. л. Критич. реализм развивался в борьбе против неоклассицистич. направления во главе с Э. Коэлью Нету (1864—1934), к-рый фальсифицировал действительность. Против приукрашивания сел. жизни полемически заострены рассказы 1918—1920 Ж. Монтейру Лубату (1883—1948). Они без прикрас показывают «идиотизм деревенской жизни», отсталость браз. крестьянина.

Поэзия конца 19 в. развивалась под сильным франц. влиянием. Лозунг парнасской школы «искусство для искусства» отвечал настроениям консервативной интеллигенции в период укрепления власти блока помещиков и крупной буржуазии. Появление в Б. л. своих парнасцев было отчасти реакцией на наивно-социалистич. мотивы, наметившиеся, напр., в стихах В. Магальяинса (1859—1903) «Юношеские идеи» (1878) и «Песни и борьба» (1879). Глава парнасцев Олаву Билак (1865—1918) долго оставался мэтром браз. поэзии. Его сб-ки «Стихи» (1888), «Вечер» (1919, изд. посмертно) полны очень ярких и пластичных описаний. Билак интересовался рус. поэзией, переводил А. С. Пушкина. Среди парнасцев выделяются также А. ди Оливейра (1859—1927), автор сб-ков «Меридианы» (1884), «Сонеты и поэмы» (1885), «Стихи и рифмы» (1895), и Р. Коррейа (1859—91), автор сб. «Аллилуйи» (1891). Книги поэта-негра Ж. ди Крус-и-Созы (1861—98) «Суд» и «Светочи» (1893) знаменуют появление символизма. Это поэзия глубокой трагич. тоски. К другому, более мистич. крылу символизма принадлежит А. ди Гимараинс (1870—1921), автор «Дона Мистика» (1899), сб. «Кириале» (1902). Оригинальна книга символиста А. дус Анжуса (1884—1914) «Я» (1912). В прозе символизм сказался в романах Ж. да Грасы Араньи (1868—1931) «Ханаан» (1902), где писатель, изображая жизнь нем. иммигрантов, откровенно пропагандировал мистицизм и религию, и «Чудесное путешествие» (1929), а также в его драме «Маласарте» (1911). Впоследствии Граса Аранья присоединился к модернистам. Начало модернизма было положено увлекавшимися европ. дадаизмом и сюрреализмом молодыми поэтами и художниками. Они организовали в 1922 в Сан-Паулу «Неделю современного искусства». Их объединял дух ниспровержения академич. канонов господствующей парнасской школы. Браз. модернизм — течение сложное и противоречивое. На первом этапе он объединил и известного поэта М. Бандейру (р. 1886), не выходившего за пределы традиц. лирики, и формалиста М. ди Андради (1893—1945). Чисто формалистич. эксперимент

- 717 -

занимает большое место в поэзии модернизма: «Паулисейа, сбившаяся с пути» (1922) М. ди Андради; «Иронические и сентиментальные эпиграммы» (1922) Р. ди Карвалью (1893—1935). Но мн. модернисты искренне стремились найти нац. стиль, поэтизировали историю страны («Паубразиль», 1925, Ж. О. ди Андради, 1890—1954), пытались использовать для этого особенности стиля У. Уитмена («Вся Америка», 1926, Р. ди Карвалью). Обращение их к фольклору дало такие шедевры, как «Негритянка Фуло» и «Зима» в сб. «Избранные стихи» (1932) Ж. ди Лимы (1895—1953). Но воссозданию браз. нац. характера мешала формалистичность. Так, М. ди Андради, пытавшийся в романе «Макунаима» создать фольклорный эпос, изобрел для этого «бразильский» язык, настолько перенасыщенный архаизмами и диалектизмами, что роман стал непонятен бразильцам.

30-е гг. — новый этап лит. развития. Обостряющаяся классовая борьба, приведшая к восстанию нац.-освободит. альянса, а после его поражения к установлению реакц. диктатуры, возбудила у передовых писателей, связанных с модернизмом, интерес к социальной тематике (Ж. О. ди Андради). Напротив, новое поколение модернистов пошло навстречу реакции: К. Друммонд ди Андради (р. 1902) с его иронич. мизантропией и холодным формализмом, А. Ф. Шмидт (р. 1906), воспевавший смерть и безнадежность. В кошмарных видениях Ж. ди Лимы («Провозглашение и встреча Мира-Сели», 1938) отразился ужас поэта перед непонятным ему ходом истории.

Антифеод., антиимпериалистич. борьба захватила широкие круги интеллигенции. В ряде социологич. работ рассматривались острые проблемы нац. жизни. Это прежде всего проблема Северо-Востока, края с яркой нар. культурой, экономика к-рого была подорвана хищничеством латифундистов, а население вымирало от голода. Произв. писателей-реалистов 30-х гг. тесно связаны с этим движением — отсюда возник термин «роман Северо-Востока». В 1928 выходит «Багасейра» Ж. Америку ди Алмейды (р. 1887), в 1930 — «Пятнадцатый» писательницы Р. ди Кейрус (р. 1910), в 1933 — «Беженцы» Аманду Фонтиса (р. 1899); романы Ж. Линса ду Регу, Ж. Амаду (р. 1912), Г. Рамуса (1892—1953). Как и регионалисты, они описывают жизнь определенных районов страны: сахарные плантации у Линса ду Регу, штат Баия у Ж. Амаду, сертаны, пораженные засухой, у Г. Рамуса и Р. ди Кейрус. Но в центре их худож. анализа уже не борьба с природой, а социальное положение человека, социальная структура общества. Батрак Фабиану, герой характернейшего произв. этого периода — романа «Иссушенные жизни» (1937) Рамуса, показан прежде всего как жертва угнетения со стороны помещика и гос-ва. Именно поэтому роман 30-х гг. до сих пор остается вершиной браз. критич. реализма. Однако ему присуща и историч. ограниченность, сказавшаяся во взгляде на освободит. борьбу, к-рая предстает у Линса ду Регу и др. писателей обреченной на поражение. Исключение представляет Ж. Амаду, уже в те годы связанный с революц. движением и видевший его перспективу.

В 40—50-е гг. лагерь передовой лит-ры расширился, в него влились молодые писатели, стремящиеся овладеть методом социалистич. реализма: А. Паим, Д. Журандир, Жамес Амаду, поэт и переводчик В. Маяковского Э. Каррера Герра, поэт Ж. Кампус, Л. Риполл и др. Значит. социальные произв. создали и известные писатели — критич. реалисты Ж. Линс ду Регу («Кангасейрус», 1953), А. Шмидт (р. 1890), Маркис Ребелу (псевд. Э. Крус Диаса; р. 1907), С. Мартинс («Новая дорога», 1954). Регионалистская традиция продолжена в романе Ж. Гимараинса Розы «Пути по большому сертану» (1956) и в его рассказах «Сагарана» (1946). Серию психологич. романов из жизни гор. буржуазии и интеллигенции создал

- 718 -

Ж. Ж. Виейра (р. 1897). В эти годы усилилось влияние европ. и особенно амер. модернизма. Так, опубликовавший в 30-е гг. ряд интересных социальных романов Э. Верисиму (р. 1905) пишет по фрейдистским рецептам роман «Ночь» (1954). О. ди Фариа (р. 1908) пытается создать католич. роман (цикл «Буржуазная трагедия»). Характерны попытки модернизировать регионалистский роман, введя в него элементы «потока сознания» («Вознесение Сальвиану», 1954, А. Каладу).

Среди совр. поэтов выделяются В. ди Мораис (р. 1913) с его драматизмом поисков идеала, лирики Л. Иву, С. Мейрелис (р. 1901) и Ж. Кабрал ди Мелу Нету. Браз. рассказ дал в последние десятилетия таких мастеров как Маркис Ребелу («Оскарина», 1931), М. ди Алкантара Машаду (1901—35), А. Машаду (р. 1895), О. Лесса (р. 1903), рисующих быт маленьких людей. Богата совр. драматургия: драмы Нелсона Родригиса (р. 1912), Г. Фигейреду, Ж. Камаргу (р. 1898), П. Блоха (р. 1914), муз. драма В. ди Мораиса «Орфей» ставились на сценах театров всего мира. Это — философски насыщенные драмы большого интеллектуального напряжения, смело использующие условность, аллегорию, гротеск.

Литературная периодика. Первые периодич. изд. появились в Бразилии в 1808: «Gazeta literária do Rio de Janeiro» («Литературная газета Рио-де-Жанейро») и «Correio Brasiliense» («Бразильская почта»), издававшаяся борцом против португ. монархии Иполиту да Коста. Среди журналов, пропагандировавших романтизм, выделялись «Niteroi» («Нитерой», 1836) и «Minerva Brasiliense» («Бразильская Минерва» 1843—45), впервые опубликовавшая памятник нац. лит-ры — «Чилийские письма» Т. А. Гонзаги. В период зарождения критич. реализма в Б. л. важную роль играл «Revista Brasileira» («Бразильский журнал», 1857—61, 1879—81, 1895—99). На втором этапе им руководил писатель-реалист Ж. Машаду д’Асис, на третьем этапе — критик Жозе Верисиму ди Матус. Популярностью пользовался журн. «A Semana» («Неделя», 1885—95), редактируемый писателем В. Магальяинсом. Публикуют беллетристич. произв. журналы «Rua do Ouvidor» («Улица Увидор», 1889—1913), «Kosmos» («Космос», 1904—06), «Revista Americana» («Американский журнал», 1909—19), «Revista do Brasil» («Бразильский журнал», 1916—25). В 20-е гг. выходит неск. журналов, пропагандирующих новые, модернистские течения: «Klaxon» («Клаксон», 1922—1923), «Estética» («Эстетика», 1924—25), «Novíssima...» («Новейший...», 1923—25) и др. После 2-й мировой войны исключит. роль в консолидации прогрессивных лит. сил играл журн. «Para todos» («Для всех»), изд. Жоржи Амаду. В наст. время выходят лит. журналы: «Journal de letras» («Литературный журнал») и «Leitura» («Чтение»); академич. лит-ведение представляет «Revista do livro» («Журнал книги»). В Сан-Паулу издается группой прогрессивных интеллигентов обществ.-политич. и лит. журн. «Revista Brasiliense» («Бразильский журнал»).

Лит.: Альварес А., Негритянская лит-ра в Бразилии, «Интерн. лит-ра», 1941, № 4; Брандао О., Бразилия, Лит-ра, в кн.: Страны Лат. Америки, М., 1949; Лурдес Тейшейре М. де, Лит. жизнь в совр. Бразилии, «Ин. лит-ра», 1955, № 2; Худож. лит-ра Лат. Америки в рус. печати, [сост. Л. А. Шур], М., 1960, с. 80—100, 223—28, 266—67; Bandeira M., Apresentação da poesia brasileira, Rio de J., 1946; его же, Noções de história das literaturas, São Paulo, 1942; Carvalho R. de, Pequena história da literatura brasileira, 9 ed., Rio de J., 1953; Grieco A., Evolução da poesia brasileira, 3 ed., Rio de J., 1947; его же, Evolução da prosa brasileira, 2 ed., Rio de J., 1947; A literatura no Brazil, dir. de A. Coutinho, t. 1—3, Rio de J., 1955—59; Peixoto A., Panorama da literatura brasileira, São Paulo, 1947; Pinto F., Interpretação da literatura brasileira, Rio de J., 1957; Romero S., História da literatura brasileira, 5 ed., v. 1—5, Rio de J., 1953; Soares Amora A., História da literatura brasileira, 2 ed., São Paulo, 1958; Sodré N. W., História da literatura brasileira, 3 ed., São Paulo, 1943; Verissimo E., Brazilian literature, N. Y., 1945; Verissimo J., História da literatura brasileira, 2 ed., Rio de J., 1954; Wolf F., Le Brésil littéraire, B., 1863; Ford J. D. [a. o.], A tentative bibliography of brazilian belles-lettres, Camb. (Mass.), 1931; Topete J. M., A working bibliography of brazilian literature, Gainesville, 1957.

И. А. Тертерян.