Нольман М. Л. Бомарше // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 1: Аарне — Гаврилов. — 1962. — Стб. 684—686.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-6843.htm

- 684 -

БОМАРШЕ́ (Beaumarchais), Пьер Огюстен Карон де (24.I.1732, Париж, — 18.V.1799, там же) — франц. драматург. Начав с ремесла своего отца — парижского часовщика, Карон получил доступ во дворец; женившись, он присоединил к своей фамилии, по назв. поместья жены, прибавку «де Бомарше», закрепленную приобретением дворянского титула в 1761. Учитель музыки у дочерей Людовика XV, Б. становится компаньоном генерального откупщика банкира Дюверне. По смерти банкира его наследник граф Лаблаш, вместо удовлетворения справедливых претензий Б., предъявил встречный иск и добился в парламенте (высшей судебной инстанции) выгодного для себя приговора. Б. был разорен. Вслед за тем подкупленный Лаблашем докладчик по этому делу возбудил против Б. обвинение в клевете и подкупе судей. Опасаясь нового судебного произвола, Б. обратился к «судье над судьями» — народу. Его «Мемуары» («Mémoires», 1773—74) — четыре памфлета, в к-рых дана остро сатирич. «оценка актерам этого столь необычного спектакля» и беспощадно разоблачены нравы тогдашнего судопроизводства. «Народ, — писал Б., — ...представлен здесь в моем лице, и мое дело — дело всех граждан» (Избр. произв., М., 1954, с. 216). Несмотря на происки королевских сановников, осудивших автора и его произв., Б. в конце концов выиграл процесс и стал признанным писателем-трибуном. Прогрессивные устремления Б. проявились также в содействии борьбе амер. народа за независимость, в издании полного собр. соч. Вольтера. Они же определили и характер его лит. деятельности как крупнейшего художника-просветителя.

Уже в первых драматургич. опытах — «Евгения» («Eugénie», 1767), «Два друга» («Les deux amis», 1770) — Б. вслед за Д. Дидро утверждает принципы «серьезного жанра», правдиво рисующего картины социального неравенства, развращенности аристократии и добродетели буржуа. Но для автора «Мемуаров» границы «мещанской драмы» были уже слишком узки, и он трансформирует

- 685 -

Сцена из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Театр французской комедии. 1784

«Севильский цирюльник» (изд. 1874). Илл. Стааля

Слева — сцена из спектакля «Безумный день, или Женитьба
Фигаро». Театр французской комедии. 1784. Справа — «Севильский
цирюльник» (изд. 1874). Илл. Стааля.

ее в сатирич. комедию. Пьесой «Севильский цирюльник» («Le barbier de Séville», пост. 1775) открывается самый блестящий период в творчестве Б. Введя в свою комедию, насыщенную духовной атмосферой времени, традиц. сюжетную схему «тщетной предосторожности», ловкого разрушения преград на пути влюбленных, Б. возродил старые комедийные персонажи, внес в них живые черты современности. В отличие от своего лит. прототипа — смышленого и ловкого слуги, — талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный Фигаро не только «нерв интриги», но и ее идейный центр. Подлинный представитель третьего сословия, плебей Фигаро показывает свое умственное превосходство над бездарным графом Альмавивой — своим подопечным, к-рому он устраивает брак с Розиной. В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, к-рый лег в основу следующей 2-й части трилогии о Фигаро, комедии «Женитьба Фигаро» («Le mariage de Figaro», пост. 1784). В ней и выразительно очерченные образы, и саркастич. смех, и проявления чувствительности — все проникнуто пафосом негодования, издевки по адресу изживших себя аристократич. привилегий, все направлено на то, чтобы показать обреченность феодального мира, к-рому противостоит человеч. достоинство простолюдина. Столкновение Фигаро и Альмавивы Б. относит (в предисловии к пьесе) к числу «острых положений... беспрестанно рождаемых социальной рознью» (там же, с. 343). «Истинный и благородный комизм» этой борьбы в том, что сеньор, давший себе «единственный труд — родиться», становится «посмешищем своих слуг», к-рые оказываются фактическими господами положения. Недаром постановку «Женитьбы Фигаро» Людовик XVI запрещал

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (изд. 1785). Титульный лист

«Безумный день, или Женитьба
Фигаро» (изд. 1785). Титульный
лист.

- 686 -

в течение пяти лет, чувствуя ее революционный запал.

Живость характеров, стремительность действия, искрометный фейерверк острот, блестящий диалог — отличит. черты Б. как комедиографа. Однако в дальнейшем Б. отходит от того типа комедии, к-рый принес ему мировую славу и в к-ром более всего выражены нац. франц. черты его таланта. В заключит. части трилогии — «Виновная мать» («La mère coupable», пост. 1792) остепенившийся, лишенный задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму. К событиям франц. бурж. революции конца 18 в. Б., к этому времени разбогатевший, отнесся без особого энтузиазма. Уже в опере «Тарар» («Tarare», 1787, музыка А. Сальери) героич. тема борьбы с тиранией за гражд. свободы звучала довольно глухо. Здесь, несомненно, сказалось и то, что, находясь за пределами революц. Франции и по возвращении на родину, в период Директории, Б. стоял в стороне от активной обществ. и лит. жизни.

Комедии Б., созданные им в годы творч. подъема, вышли на сцену мирового, в т. ч. и рус., театра. На сюжеты этих пьес написаны оперы «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (1786) и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1816). А. С. Пушкин в оде «К вельможе» уподобил Б. его «чудесному герою» — Фигаро.

Сцена из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». МХАТ. 1927

Сцена из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
МХАТ. 1927.

Соч.: Oeuvres complètes, P., 1876; Théâtre complet, P., 1956; в рус. пер. — Трилогия, М., 1934; Избр. произв., М., 1954.

Лит.: Барро М., П. К. Б., его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1892; Иванов И., Политич. роль франц. театра в связи с философией 18 в., М., 1895; История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 801—807; Мокульский С., Бомарше, М., 1957; Финкельштейн Е., Бомарше, Л. — М., 1957; Штейнпресс Б., «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Б. как источник оперы Моцарта, в сб.: Вопр. музыкознания, т. 3, М., 1960; Loménie L., B. et son temps, v. 1—2, P., 1873; Linthillac E., B. et ses oeuvres, P., 1887; Dalsème R., La vie de B., P., 1928; Latzarus L., La vie de B., P., 1930; Bailly A., Beaumarchais, P., 1945; Richard P., La vie privée de B., P., 1951; Pomeau R., B. L’homme et l’oeuvre, P., 1956; Cordier H., Bibliographie des oeuvres de B., P., 1883.

М. Л. Нольман.