680
БОЛИВИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра болив. народа, в основном на исп. языке. До завоевания испанцами (1531—33) территорию нынешней Боливии населяли индейские племена кечуа, аймара и др., в 14 в. покоренные инками, создавшими здесь и на территории Перу могучую империю с богатой культурой. До нас дошли лишь немногие ее следы, в т. ч. боливийско-перуанская драма «Ольянтай», записанная поздно, но восходящая к древним образцам, как и нек-рые из включенных в нее песен. Бытующие поныне в индейском фольклоре т. н. арави, таки и др. жанры нар. песен тоже нередко древнего происхождения.
Лит-ра колониального периода (16—18 вв.), подражавшая лит-ре метрополии, не оставила значит. памятников. Исключение составляют нек-рые историч.
681
хроники, дающие красочное изображение природы страны и с большим сочувствием описывающие быт индейцев, их историч. прошлое. Таковы «Первая новая хроника и хорошее правление» (1584—1614, опубл. 1944) индейца Ф. Гуамана Пома, «Морализирующая хроника» (1639) монаха А. де Каланча (1584—1654) и др. В конце 18 в. в Боливии начинает развертываться освободительное движение, позднее переросшее в войну за независимость. В это время развивается патриотическая публицистика, представленная творчеством В. Пасоса Канки (1779—1851), и патриотическая лирика Х. И. де Санхинес, поэта-индейца Уальпарримачи, стихи к-рого до сих пор бытуют в устной традиции у индейцев.
После установления независимости (1826) в Боливии надолго утверждается диктатура феод.-помещичьей олигархии, бурж. отношения развиваются медленно. Оппозиция господств. порядкам находит выражение в романтич. лит-ре, развивавшейся под сильным влиянием европ. романтизма. Крупнейшие представители поэзии этого периода — Р. Х. Бустаманте (1821—84), Н. Галиндо (1830—65), слепая поэтесса М. Х. Мухиа (1820—88), оставившая замечат. образцы лирики, Б. Ленс (1838—78) и др. Н. Агирре (1843—88) опубл. лучший историч. роман из эпохи войны за независимость «Хуан де ла Роса» (1885), пьесы «Мечтатели и жертвы» и «Возмездие героев». Получили известность также романы «Остров» (1864) М. М. Кавальеро (1819—66); «Юность сердца» (1867), «Горькие дни» (1886—91) и «Его превосходительство и его светлость» (1889) С. Вака Гусмана (1846—96); драмы Ф. Рейеса Ортиса (1828—82), Х. Росендо Гутьерреса (1840—83) и др.
В 1880—90-х гг. возникает т. н. костумбризм (от исп. costumbre — нрав, обычай), начальный этап реалистич. лит-ры. К этой бытоописат. лит-ре принадлежат многочисл. повести Л. Ансоатеги де Камперо (1846—98), отмеченные социальной сатирой и тонким психологизмом, повести и рассказы из провинц. жизни А. Самудио (1854—1928), сб. легенд «Имперский город Потоси» (1905) Х. Лукаса Хаймеса (1840—1910), сатирич. социально-критич. очерки Х. С. Вальдеса, собранные в книге «Силуэты и наброски» (1889).
В конце 19 в. в болив. поэзии утверждается т. н. модернизм, нередко ориентировавшийся на европ. декадентскую поэзию. Главой болив. модернизма стал Р. Хаймес Фрейре (1868—1933), автор сб. стихов «Варварский кастальский источник» (1897), где излагаются сканд. мифы. С модернизмом отчасти связаны и Г. Рейнольдс (р. 1882), Ф. Тамайо (р. 1879), Х. Э. Герра (1893—1943) и др., в произв. к-рых обнаруживаются поиски нац. темы. В то же время в Б. л. появляется реалистич. социальный роман, в к-ром получают отражение развитие бурж. отношений и обострение классовой борьбы. Один из первых реалистов А. Аргедас (1879—1946) в романе «Креольская жизнь» (1912) нарисовал картину столичной жизни на рубеже века. Присущий Аргедасу пессимизм в оценке возможностей нар. масс сказался в его публицистич. труде «Больной народ» (1909), в повести «Вата Вара» (1904), позднее развитой в роман «Бронзовая раса» (1919), натуралистически изображающий тяжкий труд и быт индейцев. Х. Мендоса (1874—1938), прозванный «боливийским Горьким», нарисовал картину шахтерского труда в романе «В недрах Потоси» (1911) и жестокой эксплуатации индейцев на плантациях — в романе «Варварские страницы» (1914). С бурж.-демократич. позиций подверг критике социальную действительность А. Чирвечес (1883—1926), давший сатирич. изображение избират. кампании и политич. жизни в романе «Кандидатура Рохаса» (1908) и клерикально-аристократич. нравов в романе «Фамильный дом» (1916).
682
В 20-х гг. получила развитие социальная поэзия О. Эстрелья, Э. Паса (ум. 1930), Ф. Диеса де Медина (р. 1908) и других поэтов. Социальную тему в драме развивал Н. Ортис Пачеко, автор пьесы «Годовщина свадьбы» и др., в прозе — Тристан Мароф (псевд.; наст. имя — Г. А. Наварро; р. 1896), опубликовавший сатирич. политич. романы «Штатские» (1919), «Светонио Пимьента» (1924), «Уолл-стрит и голод» (1931). Разоблачению продажности бурж. политиков и коррупции гос. аппарата посвятили свои романы «Почтенный Порото» (1921) и «Дело в окружении» (1923) Г. А. Отеро (р. 1896); «Платония» (1923) Х. Агирре Ача (1877—1941); «Политик» (1925) Л. Торо Рамальо (1898—1950) и др. Боливийско-парагв. война за источники нефти в Гран-Чако (1932—35), в ходе к-рой погибли сотни тысяч боливийцев, способствовала подъему демократич. и рабочего движения, проникновению идей марксизма в среду рабочих и передовой интеллигенции, усилению борьбы против империалистич. экспансии. Против войны с пацифистских позиций выступили в своих романах «Муки цивилизованного человека» (1935) Э. Ансе Матьенсо (р. 1902), «Чако» (1936) Л. Торо Рамальо, «Военнопленный» (1937) А. Гусман, в сб. рассказов «Кровь метисов» (1936) А. Сеспедес (р. 1904).
В 1930-х гг. большую популярность приобретает лит-ра «индихенизма», обратившаяся к описанию тяжкой жизни и бесправия индейцев. В ряде произв. развивается тема чудовищной эксплуатации трудящихся на плантациях и в шахтах. Таковы романы «Зеленый хмель» (1938) и «Плоскогорье» (1945) Р. Ботельо Госальвеса (р. 1917), «Вечные странники» (1939) Р. Лейтона, «Утама» (1945) и «Шахта» (опубл. 1953, посмертно) А. Гильена Пинто (1896—1950), «Северный тропик» (1949) Н. Пардо Валье (р. 1901) и др. Искреннее сочувствие обездоленным в этих романах чаще всего сочетается с неверием в силы народа. Более значительны роман А. Сеспедеса «Дьявольский металл» (1946) — одно из самых ярких произв. о жизни горняков, сатирич. обличающее капиталистич. порядки; роман «Солнце правосудия» (1947) М. Мендосы Лопеса (р. 1910), рассказывающий о кровавом подавлении восстания индейцев; роман О. Серруто (р. 1907) «Огненный потоп» (1935), показывающий рост революц. настроений в солдатской и шахтерской среде. Большой интерес представляет также творчество одного из крупнейших совр. писателей Боливии Х. Лары (р. 1904); в своих стихах, романах «Суруми» (1943), «Янакуна» (1952, рус. пер. 1958), «Наша кровь» (1959) он показывает невыносимые условия жизни индейцев, выступает за социальную справедливость. Активный борец за мир, Лара в 1953 посетил Советский Союз; в ряде очерков дал правдивую картину социалистич. строительства.
Лит.: Худож. лит-ра Лат. Америки в рус. печати. Библиография, [Сост. Л. А. Шур], М., 1960, с. 77—78; Céspedes Espinosa H., Historia de la literatura boliviana, Cochabamba, 1948; Diez de Medina F., Literatura boliviana, Madrid, 1954; Finot E., Historia de la literatura boliviana, 2 ed., La Paz, 1955; Guzmán A., La novela en Bolivia. Proceso 1847—1954, La Paz, 1955; Leavitt S. E., A tentative bibliography of bolivian literature, Camb. (Mass.), 1933.
З. И. Плавскин.