- 619 -
БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД в литературоведении — способ изучения лит-ры, при к-ром биография и личность писателя рассматриваются как главный, определяющий момент творчества. Б. м. часто связан с отрицанием лит. направлений, течений, школ и с широким использованием субъективных импрессионистич. оценок. Б. м. впервые применил франц. критик Ш. О. Сент-Бёв, рассмотрев под этим углом зрения почти всю историю франц. лит-ры («Литературные портреты», т. 1—3, 1844—52). Но при этом биографизм понимался им довольно широко: сюда включались политич., социальные идеи века, лит. окружение писателя и т. д. Следующий этап развития Б. м. связан с именем И. Тэна, к-рый дополнил исследование лит-ры моментами «расы» и «географической среды», по существу выйдя за пределы чисто биографич. изучения. В дальнейшем Б. м. уже никогда не поднимался до уровня Сент-Бёва и Тэна, т. к. бурж. литературоведение двигалось по пути отказа от поисков закономерностей и утверждало абсолютную свободу личности художника. Исключение составляют труды дат. критика Г. Брандеса, возродившего традицию «портрета» на фоне обществ. движений 19 в., но эклектичность метода помешала и ему установить действительную диалектику связей художника и социальной среды. К нач. 20 в. сторонники Б. м., очищая биографию от «посторонних элементов», оставили лишь «дух» писателя, его «сокровенное я», к-рое они пытались представить чисто импрессионистич. приемами. Так, франц. историк лит-ры Г. Лансон утверждал, что импрессионизм — единств. метод, посредством к-рого можно постигнуть сущность лит. произв. Рус. критик Ю. Айхенвальд писал, что всякий писатель — «не правило, а исключение», поэтому можно рассматривать его «вне исторического пространства и времени». Совр. эпигоны Б. м. — франц. литературовед В. Жиро, нем. литературовед Э. Эрматингер, не прибавляют к этим положениям ничего нового.
Марксистское литературоведение признает Б. м. как вспомогат. прием исследования, изучая биографич. моменты лишь в качестве одного из источников худож. образа, значение и смысл к-рого всегда неизмеримо шире любого непосредств. «материала», использованного в произв. Напр., в образе К. Левина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» отражены многие действит. факты жизни писателя, однако содержание этого образа значительно глубже и богаче соответств. биографич. данных. При этом значение биографич. моментов в творчестве определяется не столько личными пристрастиями и затаенными «импульсами» художника, сколько той объективной ролью, к-рую играют эти моменты в обществ. борьбе той или иной историч. эпохи. Примером
- 620 -
такого рода исследования можно считать, напр., книгу А. К. Дживелегова «Данте».
Б. м. надо отличать от принципов написания биографии, в к-рой жизнь писателя становится самостоят. предметом изучения.
Лит.: Плеханов Г. В., Две рецензии на книги Г. Лансона по истории французской литературы, в его кн.: Литература и эстетика, т. 2, М., 1958; его же, Литературные взгляды В. Г. Белинского, там же, т. 1, с. 339—41; Луначарский А. В., Критика и критики, Сб. ст., М., 1938, с. 37—38; Лансон Г., История французской литературы, М., 1909; его же, Метод в истории литературы, М., 1911; Sainte-Beuve, Oeuvres, t. 1—2, P., 1949—51; Bonnerot J., Un demi-siècle d’études sur Sainte-Beuve. 1904—1954, P., 1957; Nicolson H., Sainte-Beuve, L., 1957; Giraud V., La critique littéraire. Le problème. Les théories. Les méthodes, P., 1946; Ermatinger E., Deutsche Dichter 1700—1900. Eine Geistesgeschichte in Lebensbildern, Bd 1—2, Frauenfeld, 1948—49.
П. В. Палиевский.