- 555 -
БЕРГСО́Н (Bergson), Анри (18.X.1859—4.I.1941) — франц. философ-идеалист. Философия Б. — одно из проявлений кризиса бурж. сознания эпохи декаданса и реакц. поворота бурж. философии к антиинтеллектуализму. Главным орудием постижения жизни в ее синтетич. целом является, с точки зрения Б., не логич. разум, а интуиция — свободное от внушений практич. интереса непосредственное ви́дение мира и жизни. Интуиция постигает жизнь как «жизненный порыв», как рождение в старом нового и непредвиденного. Подвергая критике механистич. воззрение на мир, Б. метафизически противопоставил созерцание — действию, интуицию — понятию, теорию — практике, постижение самой жизни — построению ее абстрактных моделей.
Интуиция, утверждает Б., — привилегия философа и человека иск-ва. Художником делает человека способность смотреть на явления действительности независимо
- 556 -
от утилитарных целей и особого рода логика воображения, «...нечто вроде логики сновидения, но такого сновидения, которое не принадлежит целиком к области прихотливой индивидуальной фантазии, а снится всему обществу» («Смех», см. Собр. соч., т. 5, СПБ, 1914, с. 119). Художник воспринимает реальность во всем своеобразии ее индивидуальных первичных качеств, он приподымает «...внешнюю корку прочных суждений и крепко установившихся понятий, чтобы увидеть в глубине своего „я“ непрерывно-текущую, подобную подземному водному потоку, смену тесно проникающих друг друга образов» (там же). Противоположность жизни механизму Б. кладет в основу своего объяснения комического. Комическое — чисто социальное явление: оно возникает там, где ситуация требует не стандартного поведения, но где поведение, обусловленное привычным механич. шаблоном, оказывается на высоте своей задачи и даже противоречит ей. Созерцание этого несоответствия, этого противоречия и порождает комическое.
Эстетич. концепция Б., изложенная им недостаточно полно и конкретно, оказала, однако, влияние на различные группы художников и писателей, преим. в направлении антиреалистическом. В эстетике Б. повторил антиинтеллектуалистические доводы романтизма (Шеллинг, Шопенгауэр). Символисты искали в эстетике Б. обоснования мистич. «тайн» поэзии. В худож. лит-ре бергсоновская «интуиция» получила свое применение как принцип «потока сознания», независимости личного, «внутреннего» времени от законов объективной действительности (М. Пруст, Дж. Джойс, В. Вулф, Д. Ричардсон и др.). Влияние бергсоновского интуитивизма испытал и экзистенциалистский роман (Натали Саррот и др.). В России влияние Б. сказалось в критич. работах М. Гершензона, а в сов. время — у А. Воронского и в декларациях «перевальцев» (см. «Перевал»).
Соч.: Собр. соч., т. 1—5, СПБ, [1913—14].
Лит.: Плеханов Г. В., Анри Бергсон. Творческая эволюция, в его кн.: Избр. философские произведения, т. 3, М., 1957; Асмус В. Ф., Эстетика Бергсона, «На литературном посту», М., 1929, № 2; Герман Л. И., Интуитивная эстетика Анри Бергсона, «Литературный критик», 1935, кн. 5; Полонский В., Сознание и творчество, гл. 8, Л., 1934; Цебенко М. Д., Критика интуитивизма Анри Бергсона, в кн.: Из истории философии, М., 1957; Павлов Т., Интуитивната лъжедиалектическа философия и естетика на А. Бергсон, в кн.: За марксическа естетика литературна наука и критика, София, 1954; Nicolson H., Bergson, L., 1957; Arbour R., Henri Bergson et les lettres françaises, P., 1955.