500

БЕ́ККЕТ (Beckett), Самуэль (р. 13.IV.1906, Дублин) — писатель, драматург. Ирландец по происхождению. Пишет на английском и французском языках. Окончив Тринити-колледж в Дублине, в 1928—30 преподавал англ. лит-ру в Париже, где вышла его первая кн. — поэма «Блудоскоп» («Whoroscope», 1930). Был секретарем Дж. Джойса, оказавшего на него большое влияние. С 1937 живет во Франции. Б. — автор эссе о М. Прусте (1931) и Дж. Джойсе (1936). В 1934 опубл. сб. рассказов «Больше уколов, чем пинков» («More pricks than kicks»), в 1936 — сб. стихов «Кастаньеты эхо» («Echo’s bones»), в 1938 — роман «Мерфи» («Murphy»). Известность в Европе и в США принесла Б. сюрреалистич. трагедия «В ожидании Годо» («En attendant Godot», 1952; в 1954 переведена автором на англ. яз.). Ее герои так же, как и персонажи других пьес Б. — «Конец игры» («Fin de partie», 1957) и «Последняя лента магнитофона» («La dernière bande», 1959), — физич. и духовные калеки, одержимые ужасом перед мыслью о надвигающейся гибели человечества. Романы Б. — «Моллой» («Molloy», 1951), «Малон умирает» («Malone meurt», 1951), «Уотт» («Watt», 1953), «Как это» («Comment c’est», 1961) представляют из себя алогичный бессвязный «поток сознания»; сюжет в них едва улавливается, слова утрачивают смысл. Творчество Б., проникнутое отчаянием, ощущением бессмысленности жизни, — одно из крайних проявлений совр. декаданса.

Соч.: L’innommable, P., 1953.

Лит.: История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958; Копелев Л., Осторожно — трупный яд!, «Знамя», 1959, № 2; Леклерк Г., Судьбы авангардистского театра во Франции, «Театр», 1959, № 9; Великовский С., Мифология абсурда, «Лит. газета», 1960, 18.VI, № 72; Boisdeffre P. de, Une histoire vivante de la littérature d’aujourd’hui, P., 1959.