472

БА́ТЮШКОВ, Константин Николаевич [18(29).V.1787, г. Вологда, — 7(19).VII.1855, там же] — рус. поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Воспитывался в Петербурге, в частных иностр. пансионах. Кроме франц. яз., в совершенстве владел итал., позднее лат. языками. Служил на военной (был участником трех войн, в т. ч. заграничного похода 1814) и мелкой чиновничьей службе, позднее — в рус. дипломатич. миссии в Италии. В 1822 заболел издавна подкрадывавшейся к нему наследственной душевной болезнью. С 1802 поселился в доме писателя М. Н. Муравьева, своего

473

родственника; тогда же начал писать стихи. Вступил в члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, где собирались почитатели А. Н. Радищева. Развитию мировоззрения Б. способствовали идеи франц. просветит. философии 18 в. — Вольтера и философов-материалистов. Стихотв. сатирой «Видение на берегах Леты» (1809), получившей широкое распространение в списках, Б. принял активное участие в борьбе с «Беседой любителей русского слова» — оплотом лит. «староверия», сочетавшегося с политич. реакционностью; в сатире Б. впервые было употреблено получившее позднее широкое употребление слово «славянофил». Б. вступил в противостоявший «Беседе» лит. кружок «Арзамас», куда входили представители новых лит. течений — от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина, могучее дарование к-рого Б. сразу высоко оценил. Сблизился с кружком А. Н. Оленина, где процветал культ античности. Произв. Б., печатавшиеся в журналах, в 1817 вышли отд. изданием — «Опыты в стихах и прозе» (в двух частях).

«Опыты в стихах и прозе». Фронтиспис И. Иванова, гравер И. Ческий

«Опыты в стихах и прозе»
(С. Петербург, 1817). Фронтиспис
И. Иванова, гравер И. Ческий.

Б. стал главой т. н. «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики 18 в., наиболее выдающимися представителями к-рой были Г. Р. Державин и В. В. Капнист («образец в слоге», как называл его Б.). Воспевание радостей земной жизни — дружбы, любви — сочеталось в интимных дружеских посланиях Б. с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского обществ. строя, чьим пасынком он остро себя ощущал. Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811—1812, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «...дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения — слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна» (Полное собр. соч., т. 7, 1958, с. 581). Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817), высоко оцененное В. Г. Белинским. Патриотическое воодушевление, охватившее Б. в связи с войной 1812, вывело его за пределы «камерной» лирики (послание «К Дашкову», 1813, историческая элегия «Переход через Рейн», 1814, и др.). Под влиянием тягостных впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Б. переживает духовный кризис: разочарование в идеях просветит. философии, нарастание религ. настроений. Его поэзия все сильнее окрашивается в печальные тона (элегии «Разлука», 1812—13, «Тень друга», 1814, «Пробуждение», 1815, «К другу», 1815, и др.), доходя порой до крайнего пессимизма («Изречение Мельхиседека», 1821). К числу

474

лучших элегий Б. принадлежат «Мой гений» (1815) и «Таврида» (1817). Существенным вкладом в развитие рус. поэзии явился глубокий лиризм Б., сочетавшийся с небывалой до тех пор художественностью формы. Развивая традицию Державина, он требовал от поэта: «Живи, как пишешь и пиши, как живешь». Многие стихи представляют собой как бы страницы поэтизированной автобиографии Б., в личности к-рого уже сквозят черты разочарованного, рано состарившегося, скучающего «героя времени», нашедшие позднее худож. выражение в образах Онегина и Печорина (см. письма и дневники Б.). В отношении поэтич. мастерства образцами для Б. были произв. античных и итал. поэтов. Он переводил элегии Тибулла, стихи Т. Тассо, Э. Парни и др. Одно из наиболее прославленных соч. Б. элегия «Умирающий Тасс» (1817) посвящена трагич. судьбе поэта — тема, настойчиво привлекавшая внимание Б.

Жанры «легкой поэзии», по мнению Б., требуют «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности» и потому являются лучшим средством для «образования» и «усовершенствования» стихотв. языка («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816). Писал Б. и в прозе, полагая, что это также является важной школой для поэта (преим. очерки, статьи но вопросам лит-ры и иск-ва; наиболее значительны из них «Вечер у Кантемира», «Прогулка в Академию художеств»). Стих Б. достиг высокого худож. совершенства. Белинский восхищался его «пластикой», «скульптурностью», Пушкин — «итальянской» певучестью («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»). Своими переводами «Из греческой антологии» (1817—18) и «Подражаниями древним» (1821) Б. подготовил антологич. стихи Пушкина. Б. тяготился узостью тем и мотивов, однообразием жанров своей поэзии. Он задумывал ряд монументальных произв., исполненных содержания «полезного обществу, достойного себя и народа», увлекался творчеством Байрона (перевод на рус. язык строфы из «Странствований Чайльд-Гарольда»). Все это было оборвано душевной болезнью, навсегда пресекшей лит. деятельность Б. Поэт с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было». Пушкин, возражая критикам, нападавшим на поэзию Б., призывал их «уважать в нем несчастия и не созревшие надежды». Б. сыграл значит. роль в развитии рус. поэзии: наряду с Жуковским он явился непосредственным предшественником и лит. учителем Пушкина, осуществившего многое из того, что было начато Б.

Соч.: Опыты в стихах и прозе, ч. 1—2, СПБ, 1817; Соч., [Вступ. ст. Л. Н. Майкова, примеч. его же и В. И. Саитова], т. 1—3, СПБ, 1885—87; Соч., вступ. ст., ред. и коммент. Д. Д. Благого, М. — Л., 1934; Стихотворения, вступ. ст., ред. и примеч. Б. С. Мейлаха, Л., 1941; Стихотворения, вступ. ст., ред. и примеч. Б. В. Томашевского, [Л.], 1948; Стихотворения, вступ. ст. Г. С. Черемина, М., 1949; Соч. [Вступ. ст. Л. А. Озерова. Примеч. Н. В. Фридмана], М., 1955; Стихотворения [Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Г. П. Макогоненко], 3 изд., Л., 1959.

Лит.: Белинский В. Г., Сочинения Александра Пушкина (ст. 2 и 3), Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955; Майков Л. Н., Батюшков, его жизнь и сочинения, 2 изд., СПБ, 1896; Серман И. З., Поэзия К. Н. Батюшкова, «Ученые записки ЛГУ», № 46. Серия филологич. наук, 1939, в. 3; Верховский Н. П., Батюшков, в кн.: История русской литературы, т. 5, ч. 1, М. — Л., 1941; Гура В. В., Рус. писатели в Вологодской области, Вологда, 1951.

Д. Д. Благой.