449

БАРБЬЕ́ (Barbier), Анри Огюст (29.IV.1805, Париж, — 13.II.1882, Ницца) — франц. поэт. Сын адвоката, по настоянию отца получил юридич. образование;

450

однако сближение с участниками романтич. «Сенакля» побудило Б. обратиться к лит-ре. После историч. романа «Трюаны» («Les mauvais garçons», 1830, совм. с А. Руайе) он опубл. в журналах неск. стихотворений. Славу Б. принес его первый и лучший сб. «Ямбы» («Iambes», 1831). В нем поэт гневно обрушился на трусость и алчность буржуа, к-рые предательски вели себя в дни восстания 1830, и противопоставил им героико-патетические образы богини простонародья Свободы и парижских «блузников», сражавшихся на июльских баррикадах («Собачий пир», или «Раздел добычи» — «La curée», 1830, рус. пер. 1868). Бичуя демагогию бонапартистов, политич. нравы и духовное убожество бурж. Парижа, Б. в заключит. сатирах приходил к горькому признанию немощности своих современников перед лицом обществ. зла. Окрашенная в трагич. тона, обличит. лирика Б. с ее гротескным аллегоризмом и беспощадной откровенностью описаний, метафорич. стилем, сочетающим грубое просторечие и ораторскую декламацию, с ее потоком яростных проклятий, порывистым ритмом, отступая от традиций сатиры классицизма, открывала романтич. этап в истории франц. гражд. поэзии.

«Il pianto». Шмуцтитул Ю. Ростовцева

«Il pianto» (Москва, 1953).
Шмуцтитул Ю. Ростовцева.

Посетив Италию, Б. создал цикл элегий и сонетов, озаглавленный по-итальянски «Il pianto» («Плач», 1833), — скорбный дневник путешествия поэта по родине великих художников Возрождения, стонущей под игом австр. поработителей. Намеченная здесь тема освободит. движения народов развита Б. в сонетах «Героические созвучия» («Rimes héroïques», 1843) о вождях революц. и патриотич. борьбы прошлых веков и современности. В сб. «Лазарь» («Lazare», 1837) запечатлены бедствия лондонской бедноты, разоблачены колониальные грабежи Англии; впервые во франц. поэзии даны картины труда и быта пром. пролетариев («Медная лира» — «La lyre d’airain», «Углекопы Ньюкэстла» — «Les mineurs de Newcastle»). В канун Февр. революций 1848 Б. пришел к ложной проповеди христ. смирения и всепрощения. И хотя при Второй империи он выступил против солдафонства, мистики, погони за наживой («Комические сатиры» — «Satires», 1865) и даже пытался создать образ рабочего-республиканца (новелла «Леонтина», 1856), ему так и не удалось преодолеть затяжной творч. кризис. В последние годы жизни Б. много переводил из Дж. Боккаччо, У. Шекспира, С. Т. Колриджа и др.; в 1870 был избран членом Франц. академии. Как создатель романтич. сатиры Б. оказал влияние на демократич. поэтов Июльской монархии. сатириков революции 1848, писателей-коммунаров. По мотивам «La curée» художник Э. Делакруа написал картину «Свобода на баррикадах»; название этого стихотворения использовал Э. Золя в своем романе «Добыча».

Лирика Б. приобрела широкую известность в России. Его сб-ки имелись в б-ке А. С. Пушкина. В 40-х гг. его стихи с большим увлечением читали на своих собраниях участники кружка М. В. Петрашевского. Первые переводы из Б., выполненные петрашевцем С. Ф. Дуровым, появились в рус. печати в 1844. В 60-х гг. стихи

451

Б. переводили В. П. Буренин, Д. Д. Минаев, В. С. Курочкин, П. И. Вейнберг и др.; в 20 в. — В. Я. Брюсов, П. Г. Антокольский и др.

Соч.: Iambes et poèmes, P., 1880; Satires et chants, P., 1853; Silves, P., 1864; Satires, P., 1865; Trois passions, P., 1868; Chez les poètes, P., 1882; в рус. пер. — Ямбы и поэмы. Ред., вступ. ст. и комментарии М. П. Алексеева, Одесса, 1922; Избр. стихотворения, ред. и предисл. Е. Эткинда, М., 1953.

Лит.: Совр. состояние сатиры во Франции, «Телескоп», 1832, № 6; Шапеллон А. А., Франц. сатирик Огюст Б., Одесса, 1884; Данилин Ю., Поэты Июльской революции, М., 1935; Великовский С., Худож. своеобразие «Ямбов» О. Б., «Вестник МГУ», историко-филологич. серия, 1957, № 1; его же, «Лазарь» О. Б. и изображение рабочего класса во франц. поэзии 30-х годов XIX в., в сб.: Из истории зап.-европ. литератур XVIII—XX вв., [М.], изд. МГУ, 1957; Planche G., Portraits littéraires, v. 1—2, P., 1849; Laurent-Pichat L., Les poètes de combat, P., 1862; Sainte-Beuve Ch. A., Portraits contemporains, t. 2, P., 1869; Blaze de Bury H., A. Barbier, «Revue des deux Mondes», 1882, 15 oct., Des Essarts E., A. Deschamps — A. Barbier, «Revue des cours et conférences», 1903—1904, XII, № 29; Gosse E., A french satirist in England, «The Edinburgh review», 1914, v. 219, № 448; Baudelaire Ch., L’art romantique, Gen., 1945; Cogniot G., A. B., poète interdit, «La Pensée», 1957, № 71.

С. И. Великовский.