- 409 -
БАЙРОНИ́ЗМ — обществ. умонастроение, проявившееся в европ. лит-ре нач. 19 в. под влиянием творчества и деятельности Дж. Г. Байрона. Различие социальных условий развития нац. лит-р обусловило тот факт, что в разных странах влияние Байрона проявлялось по-разному. Этому способствовала противоречивость мировоззрения писателя. Так, в Англии революц. чартистская поэзия усвоила гражд. пафос поэзии Байрона, романтич. страстность, с какой он обличал реакцию и социальную несправедливость, но в общем эта поэзия далека от идейного комплекса Б. Глава прогрессивных романтиков Франции В. Гюго в своей борьбе против закостенелых лит. норм Франц. академии вдохновлялся новаторством Байрона и его идеалом свободы, выраженным особенно ярко в лирике. С др. стороны, склонный к индивидуализму романтик А. де Виньи воспринял демонич. образы англ. поэта с их мрачным чувством одиночества. Итал. поэты, певцы нац. освобождения своей родины, Н. У. Фосколо, С. Пеллико, Дж. Леопарди преклонялись перед другом итал. свободы; для них имела большое значение политич. лирика Байрона. Тираноборцем и смелым разоблачителем европ. реакции был Байрон для Г. Гейне и Ш. Петёфи. В титанич. образах байроновских бунтарей, в новом жанре романтич. поэмы революц. романтик Польши А. Мицкевич ценил прежде всего мощный свободолюбивый дух. Смерть поэта, отдавшего жизнь за независимость греч. народа, вызвала еще более горячий интерес к его личности и творчеству в России и во всей Европе.
Смелость политич. сатиры и политич. лирики Байрона, бунтарский дух его романтич. поэм восхищали рус. свободолюбивых поэтов. Так, созвучна Байрону поэма К. Ф. Рылеева «Войнаровский». Признание самого Пушкина: «„Бахчисарайский фонтан“ слабее „Пленника“ и, как он, отзывается чтением Байрона, от которого я тогда с ума сходил» (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 170) — направляло исследоват. мысль к поискам влияний Байрона на Пушкина. Сов. литературоведение, не отрицая того, что жанр романтич. поэмы Байрона и общий облик его романтич. героя были близки Пушкину, когда он писал свои южные поэмы, вместе с тем показывает, что Пушкин преодолевает индивидуализм, свойственный Б. (особенно в «Цыганах»), и что это тесно связано с утверждением реалистич. начала в творчестве рус. поэта. Особенно созвучны настроения Б. раннему творчеству М. Ю. Лермонтова. Но именно Лермонтов заклеймил в своем зрелом творчестве тот особый тип фразеров, у к-рых байронич. настроения разочарования, чайльд-гарольдовской пресыщенности лишены байроновского критицизма по отношению к социальной несправедливости. Именно в этом плане рядом с трагич. образом Демона, ведущего свой лит. род от множества падших ангелов и, в частности, от байроновского Люцифера из мистерии «Каин», вырастает иронич. образ псевдобайрониста Грушницкого. Огромное значение творчества Байрона для современников бесспорно. Однако было бы неверно сделать понятие «Б.» исходным и тем более единств. пунктом для объяснения тех или иных лит. фактов, ибо только нац. почва, конкретно-историч. условия, наконец, индивидуальность большого писателя создают основу его идейно-худож. своеобразия.
Лит.: Белинский В. Г., Полное собр. соч., т. 7, М., 1955 (Статьи о Пушкине); Пушкин-критик, М., 1950; Благой Д. Д., [Пушкин и Байрон], в его кн.: Творческий путь Пушкина, М. — Л., 1950, с. 249—56; Веселовский А. Н., Этюды и характеристики, 4 изд., т. 1, М., 1912; Маслов В. И., Начальный период байронизма в России, К., 1915; Жирмунский В., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Розанов М. Н., Байронические мотивы в творчестве Лермонтова, в сб.:
- 410 -
Венок М. Ю. Лермонтову, М. — П., 1914; Федоров А., Творчество Лермонтова и западная лит-ра, «Лит. наследство», № 43—44, М., 1941; Нольман М., Лермонтов и Байрон, в сб.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, М., 1941; Estève Ed., Byron et le romantisme français, P., 1907; Leonard W. E., Byron and byronism in America, Boston, 1905; Ochsenbein W., Die Aufnahme Lord Byrons in Deutschland und sein Einfluss auf den jungen Heine, Bern, 1905.
Н. М. Эйшискина.