Роднянская И. Бажов // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 1: Аарне — Гаврилов. — 1962. — Стб. 397—398.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-3971.htm

- 397 -

БАЖО́В, Павел Петрович [15(27).I.1879, Сысертский завод, близ Екатеринбурга, — 3.XII.1950, Москва, похоронен в Свердловске] — рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1918. Депутат Верх. Совета СССР 2—3-го созывов. Род. в семье горнозаводского мастера. После окончания в 1899 Пермской духовной семинарии был учителем рус. языка в Екатеринбурге, потом в Камышлове (до 1917). В эти же годы Б. собирал фольклор на уральских заводах. В 1918 вступил добровольцем в Красную Армию. В 1923—29 работал в Свердловске, в редакции «Крестьянской газеты». Писательский путь Б. начался сравнительно поздно: первая кн. очерков «Уральские были» вышла в 1924. В 1939 выходит наиболее значит. произв. Б. — сб. сказов «Малахитовая шкатулка» (Гос. премия СССР, 1943) и автобиографич. повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Б. пополнял «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и др. Произв. зрелого Б. можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов. Сказы Б. впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык нар. преданий и нар. мудрость. Однако Б. — не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этич. идей. Рассказывая об иск-ве уральских умельцев, о талантливости рус. рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта и характерные для него социальные противоречия, Б. вместе с тем ставит в сказах общие вопросы — об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетич. и психологич. законах творчества. Фантастич. персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, к-рая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Б. сумел придать фантастич. образам (Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка и др.) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой и сложной психологией. Сказы Б. — пример мастерского использования нар. языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразит. возможностям нар. слова, Б. избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Б.). По мотивам сказов Б. созданы кинофильм «Каменный цветок» (1946), балет

«Каменный цветок». Илл. В. С. Баюскова

«Каменный цветок» (Москва,
1948). Илл. В. С. Баюскова.

- 398 -

С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (пост. 1954), опера К. В. Молчанова «Сказ о каменном цветке» (пост. 1950), симфонич. поэма А. А. Муравлева «Азов-гора» (1949) и др.

Соч.: Сочинения, т. 1—3, М., 1952.

Лит.: Скорино Л., Павел Петрович Бажов, М., 1947; Боголюбов К., Народный писатель, Свердловск, 1955; П. П. Бажов в воспоминаниях, Свердловск, 1953; Батин М. А., Творчество П. П. Бажова, Свердловск, 1953; Гельгардт Р. Р., Стиль сказов Бажова. Очерки. Вступ. ст. и ред. В. И. Чичерова, Пермь, 1958.

И. Роднянская.