379
АЧЕ́СКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра народа аче, населяющего сев. оконечность о-ва Суматра (Индонезия). Древнейшие формы А. л. относятся к фольклору: пословицы и поговорки, загадки и сказки. Особенно популярны сказки о канчиле, распространенные также у малайцев и яванцев, истории о Недотепе, аналогичные сундским сказкам о Кабаяне и др. Особняком стоят хаба джамеун, объясняющие возникновение различных обрядов и табу. К поэтич. произв. А. л. относятся пантоны, хикаяты и ратэбы (мусульм. религ. песнопения). Для этого жанра характерен общий размер, санджа — тактовик; каждый стих состоит из шестнадцати тактов, постоянное ударение — на четных тактах. Рифмуются между собой второй и третий стихи четверостишия, а четвертый стих — с первым стихом следующей строфы. Пантоны существуют гл. обр. в устной форме и по содержанию близки малайским лирич. пантунам. Хикаят — необычайно емкий в А. л. термин, охватывающий все письменные стихотворные произв. на арабском шрифте. Известен героич. эпос «Хикаят Малем Даганг», лаконично и ярко отражающий борьбу аческого раджи Искандара Младшего [1613—23] на Малаккском п-ове. Несколько уступает ему по худож. достоинствам «Хикаят Пучут Мухамат», созданный Лам Рукамом в середине 18 в.; в нем описывается борьба царевича Пучута Мухамата за устранение двоевластия в стране и воцарение своего брата Алаэддина Ахмад шаха [1726—35]. В последней четверти 19 в. нар. певец Докарим из Глумпанг Дуа создал «Хикаят о войне с Компанией», воспевающий героическую борьбу ачинов с голландскими колонизаторами за свою независимость (1873—1903). Романтич. эпос представлен в А. л. поэмами «Хикаят Малем Дива», «Хикаят Нун Париси», «Хикаят Банта Беранса» и др. Нек-рые из них заимствованы из малайской литературы; на большинстве из них лежит отпечаток доисламского инд. влияния. Короткие юмористич. поэмы, бытующие также устно, представляют собой т. н. хикаят рухэ. Интересна житийная А. л., особенно поэмы о ранних мусульм. святых, пришедшие в А. л. через Юж. Индию в 13—16 вв. Окрашенные шиитскими представлениями и дополненные нар. фантазией, эти хикаяты знакомят нас с самыми неожиданными вариантами традиц. сюжетов — «Хикаят о пророке Иосифе», или превращают персонажи мусульм. преданий в героев туземного мифа — «Хикаят о происхождении риса». В конце 19 в. появляется лит-ра, религ. по форме, но направленная против голл. господства — сб. «Увещевание безмолвных» Кутакаранга. Потеря независимости ачинами в сильной степени затормозила развитие лит-ры. После 1-й мировой войны и особенно с усилением нац.-освободит. движения, завершившегося завоеванием независимости, лит. творчество ачинов постепенно нашло свое место в общеиндонез. лит-ре.
Лит.: Hurgronje Snouck C., De Atjéhers, deel 2, Batavia, 1894.
Б. Б. Парникель.