370

АХМА́ТОВА (псевд.; наст. фамилия — Горенко), Анна Андреевна [р. 11(23).VI.1889, Одесса] — рус. сов. поэтесса. Род. в семье инженера флота. С раннего детства жила в Царском Селе, затем в Петербурге. Поэтич. дебют А. Связан с акмеизмом. Первая кн. стихов («Вечер», 1912) проникнута мотивами ущербности и одиночества («Песня последней встречи», «Хорони, хорони меня, ветер!», «Сероглазый король»). В ней и последующих сб-ках («Четки», 1914, «Белая стая», 1917) нашел выражение замкнутый мир утонченных эстетических и любовных переживаний. Интимно-разговорная интонация, эмоциональный лаконизм, ясность и «вещность» образов определили своеобразие лирич. миниатюр А. («Белой ночью», 1911, «Я пришла к поэту в гости», 1914, «Есть в близости людей заветная черта», 1915). Наряду с этим поэзия А. включает в себя также народно-песенные мотивы и традиции рус. классич. лирики («Песенка», 1917, «Песня о песне», 1917). В годы 1-й мировой войны и революции в поэзии А. явственнее стали черты торжественно-витийственного стиля («Ты — отступник: за остров зеленый...», 1916, и др.). Книги А. «У самого моря» (1921, написана в 1914), «Подорожник» (1921), «Anno Domini MCMXXI» (1922) отразили разлад поэтессы с революц. эпохой. Однако А. отмежевалась от бежавших из России эмигрантов («Не с теми я, кто бросил землю...», «Когда в тоске самоубийства...», 1917). В течение ряда лет трудно и противоречиво формировались новые черты творчества А. как сов. поэтессы. В цикл «Ива» (1940) вошли стихи периода 1924—40. Сб. «Из шести книг» (1940), содержащий стихи разных лет, подводил итог сложной поэтич. эволюции А. — преодоления ею настроений одиночества. В стихах, созданных в годы Отечеств. войны (сб. «Избранное», 1943), отразились переживания военного времени, сильно зазвучала патриотич. тема («Первый дальнобойный в Ленинграде», «Клятва», 1941, «Мужество», 1942, «Щели в саду вырыты...», 1942). В послевоенном творчестве А. заметное место занимают стихи в защиту мира («Песня мира», 1950, «Говорят дети», 1950). А. — большой мастер стихотворной формы — классически прозрачной, отточенной, законченной. Под редакцией А. вышел сб. «Корейская классическая поэзия» (1956 и 1958). Ей принадлежат переводы из восточных, зап.-европ., латышских, евр. поэтов, а также нек-рых серб. историч. песен. Статьи А. о творчестве А. С. Пушкина («Последняя сказка Пушкина», 1933, «„Каменный гость“ Пушкина», 1958, и др.) отличаются тонкостью анализа лит. традиций, худож. мастерства и стиля поэта. Стихи А. переведены на англ., нем., франц., итал., япон., польский, чеш. и другие языки.

371

Соч.: Стихотворения, М., 1958; Стихотворения (1909—1960). [Вступ. ст. Ал. Суркова], М., 1961.

Лит.: Недоброво Н., А. Ахматова, «Рус. мысль», 1915, № 7; Эйхенбаум Б., Анна Ахматова. Опыт анализа, П., 1923; Виноградов В., О поэзии А. Ахматовой. (Стилистич. наброски), Л., 1925; Жирмунский В., Вопросы теории лит-ры, Л., 1928; Озеров Л., Стихотворения Анны Ахматовой, «Лит. газета», 1959, 23 июня, № 78.

С. С. Лесневский.