360

АФГА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра афг. народа на языках пушту и фарси. Последний до 1936 был единственным гос. языком в Афганистане. В течение неск. веков развивалась в своеобразных условиях. Древняя А. л. на пушту недостаточно изучена. Известным древнейшим памятником является найденная и опубл. в

361

1940 часть рукописи «Жития святых» (13 в.) Сулеймана Маку. В опубл. в 1944 антологии «Неизвестное сокровище» (нач. 18 в.) Мухаммеда Хотака из племени гильзаев приводится стихотворение на пушту, относящееся к 8 в. н. э. Сильный толчок развитию А. л. на пушту в 16—17 вв. дало «еретическое» движение рошани, направленное против мракобесия ортодоксального суннизма. Основателем секты рошани и первым руководителем движения был Баязид Ансари (1525—85), автор книги «Преблагая весть» с вставками на арабском, фарси и урду языках. В книге нашли отражение религ. (пантеистические) и социальные взгляды автора. В 17 в. его взгляды пропагандировали крупные поэты Давлат Лохани и мулла Арзани, Мирза-хан Ансари, внук Баязидя Ансари. Движение рошани вызвало яростные нападки со стороны феодально-теократич. верхушки в лице ахунда Дарвезы (1533—1638), автора книги «Сокровищница ислама», неоднократно издававшейся в Индии. Поэзия на пушту в течение неск. веков была пропитана суфизмом. Однако в ней имелись и демократич. тенденции, отражавшие настроения и взгляды нар. масс. К числу выдающихся поэтов 17 в. относится Абдуррахман (1632—1708; псевд. — Рахман) родом из племени моманд. Его диван содержит лирич. стихи, произв. религ. и дидактич. характера. Многие его стихи и афоризмы превратились в нар. песни и крылатые слова. Крупнейший представитель светской феод. поэзии 17 в — Хушхаль-хан (1613—89), вождь племени хаттак. В своих проникнутых патриотизмом стихах он откликался почти на все явления политич., обществ. и частной жизни. В то же время Хушхаль-хан поддерживал высшее духовенство в борьбе против движения рошани. Насчитывается около 20 поэтов и прозаиков, детей и внуков Хушхаль-хана; из них более известны Абдулкадыр-хан Хаттак (1651—1704), Ашраф-хан Хиджри, Али-хан Хаттак, Казым-хан Шайда и Афзаль-хан Хаттак. Последний написал важную для истории афганцев, особенно хаттаков, книгу «Украшенная драгоценностями история». Абдул Хамид (1660—1732), родом из племени моманд, создал особое течение в афг. поэзии. Его лирика пессимистична; любовь для него не блаженство, а небесное наказание и предмет для горьких сетований. На Хамида оказала влияние классич. поэзия Ирана, из к-рой он порой заимствовал свои темы и образы. Как мастер изящного стиха он пользуется большой популярностью у афганцев. Абдуррахман, Хушхаль-хан и Абдул Хамид оказали большое влияние на дальнейшее развитие афг. поэзии. Ахмад-шах Дуррани (1721—71), основатель совр. афг. гос-ва (1747), полководец и гос. деятель, был одновременно и поэтом-лириком, воспевавшим весну и любовь. Из поэтов этой эпохи выделяется также Пир Мухаммед Какар (р. 1708).

Почти весь 19 в. прошел в войнах против англ. экспансии, в результате Афганистан надолго потерял независимость и лишился значит. территории, населенной пуштунами. Все это задерживало экономич. и культурное развитие страны. Тормозом развития лит-ры пушту явился и перевод столицы Афганистана из Кандагара в Кабул в конце 18 в. Большинство населения Кабула и областей к северу от него составляли таджики, поэтому двор, знать, служилое сословие и купечество оказались в окружении языка фарси. Однако в 3-й четв. 19 в. наблюдается оживление лит-ры на пушту за пределами нынешнего Афганистана — в Пешаваре и прилегающих к нему областях, населенных пуштунами (совр. Пакистан; см. Пакистанская литература). Основоположник совр. худож. прозы на пушту — Ахмад Маулави, автор повести на любимый афганцами сюжет легенды «Адам-хан и Дурхани», написал также сб. рассказов на заимствованные сюжеты, под названием «Сокровищница пушту»; эти рассказы появились впервые в книге

362

«Ключ афганского языка» (1872) и неоднократно переизд. в течение 30 лет. В 1-й трети 20 в. Ахмад-шах Ризвани опубл. неск. оригинальных рассказов. В начале 20 в. в результате появления нац. торговой буржуазии, а также под влиянием усилившихся связей с внешним миром и проникновением европ. идей в Афганистане зарождается т. н. младоафг. движение. На него оказала определенное влияние и революция 1905—07 в России. Младоафг. движение стремилось к освобождению от англ. господства и восстановлению утерянной независимости, добивалось проведения ряда реформ внутри страны, способствовало созданию нац. интеллигенции, к-рая приобщалась к европ. взглядам через лит-ру и просветительство. Уже в 1916 Салих Мухаммед-хан (р. 1894) издал в Кабуле первый литографированный учебник пушту, куда включил и свои рассказы, притчи и анекдоты. По мере роста нац. самосознания у афганцев увеличивался интерес к своему языку — пушту, к лит-ре на нем. Началась работа по составлению большого словаря пушту. Во время войны за независимость в 1919 неск. афг. деятелей печатали в газетах стихи на пушту. В 1937 путем слияния Кабульского лит. об-ва и Кандагарского об-ва «Пашто» была создана Пушту (Пашто) толына (Афганская историко-филологич. академия), ставящая своей целью изучение и развитие языка и лит-ры пушту. С 1940 орган Афганской академии, лит.-худож. журн. «Кабул», перешел целиком на язык пушту. Этот журнал играет важную роль в объединении писателей, знакомит читателей с произв. и историей зарубежных литератур, в т. ч. классич. русской и советской. Были проведены и др. поощрительные меры, напр. введение премий, в т. ч. для книг на пушту. В 1942 учреждено управление просветит. зрелищ (с театром и разъездной труппой). Значит. роль в деле развития культуры и лит-ры сыграла и крупнейшая обл. газ. «Тулуйи-афган» («Афганская заря», г. Кандагар). Среди писателей видную роль играли представители старшего поколения, получившие духовное образование, — авторы первых произв. худож. прозы. В повести «Тайная любовь» (1939) Кушкаки описывает жизнь купеч. среды. В повести «Два любящих брата» (1940) Кани изображает распад помещичьей семьи. Для обеих повестей характерна реакционная, феодально-клерик. идеология. В это время сильно возрос удельный вес прозы, особенно развивается публицистика, возникает жанр очерка (в т. ч. путевого), появляются первые значит. бытовые рассказы и повести, а с 1943 и драматургия. Во многих произв. критикуются феод. пережитки, обычай кровной мести, злоупотребления чиновников, рабское положение женщины. Борьбу с феод. пережитками возглавила орг-ция «Виш зальмиан» («Активная молодежь»), объединившая в 1947 передовых писателей (через неск. лет она распалась вследствие репрессий). Драма Бенава «Хронический больной» (1947) бичует гнет феодалов. В путевых очерках Хадима (р. 1912), изд. в 1941, обрисован быт ремесленников Сев. округа. Риштин в своих очерках (1952) рисует жизнь рабочих на предприятиях Каттаганской провинции. Нур Мухаммед Тараки опубл. рассказы и очерки из жизни крестьян и первый на пушту социальный роман «Скитания Банга» (1958) — о странствии батрака Банга в поисках заработка. В этом значит. произв. А. л. дана широкая картина жизни афг. трудящихся: кочевников-скотоводов, крестьян, рабочих шерстоткацкой ф-ки, прислуги в богатом доме. В повести «Спин» (1958) Нур Мухаммед Тараки описывает раздел имущества в семье умершего богача, интриги хана, роль муллы и др. Гулям Гаус Хайбари выступил с историч. повестью «Огни костров» (1956), в основе к-рой — события первой англо-афг. войны 1838—42, и с большим историч. романом «Третья ночь» (1958) из эпохи Александра Македонского.

363

В поэзии наряду с традиц. жанрами (газели, рубаи, касыда) усиливается гражд. лирика, звучат свободолюбивые и антиимпериалистич. мотивы, призывы к новой жизни, к овладению знаниями; тема борьбы за мир все больше проникает в лит-ру. Характерно в этом отношении стихотворение выдающегося поэта Киамуддина Хадима «Новая песня», написанное в конце 30-х гг., стихи Бенава, Ульфата, Риштина, Маджруха, Джалали, Паинда Мухаммеда Захира и др. Поиски новых форм привели к распространению стихотворений в прозе; особенно выделяется цикл Абдуррауфа Бенава «Горестные размышления» (1947—48), посвященный тяжелой доле трудовых масс. Передовые афг. писатели ведут борьбу с такими явлениями, как шовинизм, фанатизм, проявления расизма, упадочничество и т. п. Значит. место в их деятельности занимают переводы с вост. языков, в первую очередь с арабского и индийских (особенно соч. Р. Тагора). Переводится много книг европ. авторов. С 1946 довольно часто переводят рус. и сов. писателей, появляются статьи о сов. лит-ре и культуре, в т. ч. о Л. Н. Толстом, М. Горьком, М. А. Шолохове.

У афганцев развита ашугская поэзия. Одаренные поэты-певцы пользуются популярностью в народе, особенно возрастает их роль в годы войн, народных восстаний. Наиболее знамениты из ашугов 2-й половины 19 в. в Пешаваре — Мира и Мухаммед Дин, а в Вост. провинции Афганистана — Тавакуль из Шева, родом из племени сапи; в 1-й пол. 20 в. там же жил ашуг Гуль, родом моманд. Тематика их песен сходна с тематикой ашугской поэзии др. вост. народов: любовь, легенды, историч. события, подвиги героев войны с иноземцами, религ. мотивы и т. п. Особенно велика была роль ашугов в прошлом веке, когда у афганцев не было газет и журналов. Фольклор афганцев очень богат; особенно популярна короткая песня-двустишие (ландый) — запевка, напоминающая частушки. Таких песен записано больше 6 тысяч (имеются боевые, нравоучительные, сатирич. ландый). Свадебные песни интересны тем, что в них отражаются пережитки родового строя. Распространены плясовые песни; для плясок используются и ландый в сочетании с другими видами песен. Очень популярна у афганцев легенда «Адам-хан и Дурхани», воспевающая (во многих вариантах) печальную историю двух влюбленных. С именем Адам-хана связан целый цикл легенд. Не менее известна легенда о Пате-хане, отправившемся с дружиной добывать себе княжество в Индии, но погибшем в бою, легенды «Муса-джан и Вели-джан» и сказка «Мумин и Ширино». Существует множество обработок этих трех легенд.

Немалое место в культурной жизни Афганистана принадлежит лит-ре на фарси. Многие выдающиеся перс. и тадж. писатели в средние века жили на территории Афганистана. До сих пор афг. поэты подражают Джами из Герата, Фирдоуси, Саади, Хафизу и Руми. В 20 в. выдвинулся выдающийся афг. просветитель Махмуд Тарзи (1868—1934), писавший на фарси. Он получил европ. образование, много путешествовал. Перевел на фарси неск. романов Ж. Верна. Большую роль сыграла осн. им в 1911 газ. «Сирадж уль-ахбар» («Светоч известий») на фарси, объединившая вокруг себя прогрессивно настроенных литераторов. Махмуд Тарзи вместе с сотрудниками газеты вырабатывал нормы совр. лит. языка — фарси, в Афганистане, учитывая лексич. и грамматич. особенности кабульского наречия тадж. языка (или кабули). Сильный толчок развитию лит-ры на фарси, особенно поэзии, дала война за независимость (1919). Усиленно развивалась гражд. лирика, наряду с любовной и пейзажной. Среди поэтов, писавших на фарси, выделяется Кари Абдулла (умер в 1944), писавший в классич. стиле касыды и газели и удостоившийся звания малик-уш-шуара («царь поэтов»).

364

Он посвятил большое стихотворение столетней годовщине со дня смерти А. С. Пушкина (журн. «Кабул», 1937). После 2-й мировой войны, в условиях кризиса колониализма развивается худож. проза и драматургия, появляются первые прозаич. произв. (повести, новеллы и др.) на фарси. Среди поэтов старшего поколения известны Абдулхак Бетаб (р. 1888), Халилулла Халили; среди молодых — А. Пажвак, З. Каризада, драматурги Латифи, Брешна, Руанака. Развивается и лит-ведение на фарси (Х. Халили, Назихи, М. Х. Бехроз, Жобаль и др.). За последние 20 лет опубл. много переводов произв. мировой лит-ры (в т. ч. русской) на фарси-кабули.

Лит.: Пурецкий Б., Поэтич. творчество афганцев, «Новый мир», 1927, № 4; Асланов М. Г., Нар. движение рошани и его отражение в афг. лит-ре 16—17 вв., «Сов. востоковедение», 1955, № 5; его же, Афг. фольклор и его изучение в СССР, «Тр. Моск. ин-та востоковедения», 1947, т. 5; Гирс Г. Ф., Совр. худож. проза на пушту в Афганистане, М., 1958; Совр. Афганистан, М., 1960; Общественные мотивы в совр. лит-ре Афганистана. [Сб. статей], М., 1961; Пахтан шуара, т. 1—2, Кабул, 1320/21 с. г. х. (1941—42); Бенава Абдуррауф, Адаби фунун, Кабул, 1326 с. г. х. (1947); Риштин Садикулла, Ды Пашто ды адаб тарих, Кабул, 1333 с. г. х. (1954); Паштани сандыри, под ред. М. Жвака, ч. 1—2, Кабул, 1334/35 с. г. х. (1955—56); Бехроз М. Х., Адабияти Афганистан, в кн.: Ариана Даират-аль-маариф, т. 3, Кабул, 1956; Адабияте-моасере Афганистан, в кн.: Ды Афганистан каланый, 1336/37 с. г. х. (1957—58); Dorn B., A chrestomathy of the Pushtū or Afghan language, St. Petersburgh, 1847; Raverty H. G., The Gulshan-i-Roh..., 2 ed., L., 1867; его же, Selection from the poetry of the Afghans from the 16 to the 19 century, L., 1862; Darmesteter J., Chants populaires des Afghans, pt. 1—2, P., 1888—90.