344

АССА́МСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра ассамцев, народа, населяющего С.-В. Индию. Изучена очень мало. Первые известные лит. произв. относятся к 11—12 вв.; это афоризмы писателя и философа Дака, собранные позже в книге «Изречения Дака». Еще раньше развилась богатая народная литература (эпич. произв., лирич. поэзия, сказки, загадки). Язык этих произв., почти лишенный заимствований из санскрита, оказал большое влияние на развитие А. л. В 14 в. на ассам. яз. появляются первые переводы с санскрита. Поэт Кандали Мадхав сделал вольный перевод «Рамаяны» и ряда эпизодов из «Махабхараты». С тех пор традиция переводов с санскрита и творческого использования сюжетов санскр. лит-ры сохраняется в А. л. до 19 в. Наиболее известными писателями довишнуитской эпохи (до 15 в.) были Хем Сарасвати, Рудра Кандали, Кавиратна Сарасвати, Харихар Випра. Под влиянием прогрессивного религ.-реформаторского движения — вишнуизма, направленного против засилья брахманов, А. л. в 15 в. вступает в новый этап развития. Крупнейшими представителями этого движения были Шанкардев и Мадхавдев. Соч. этих писателей близки народу, язык их отличается простотой, худож. выразительностью. Лит-ра этого периода представлена переводами из пуран, вишнуитскими гимнами и анкиянат (драматич. произв.). После завоевания Ассама бирм. племенем ахомов начинает развиваться историч. лит-ра, достигшая расцвета к 17—18 вв. Многочисл. хроники — буранджи — в прозе и стихах и «чаритапутхи» — «жития» вишнуитских святых становятся осн. видами лит-ры. Зарождается любовная лирика, богатая описаниями природы, яркими бытовыми зарисовками.

В 1818—19 Ассам подвергся нашествию бирманцев, опустошивших страну, а в 1826 был захвачен англ. колонизаторами, к-рые объявили офиц. языком провинции бенг. яз. В 1836 было запрещено пользоваться ассам. яз. в школах и правительств. учреждениях. В 1836 в Ассаме утвердилась амер. баптистская миссия, ведшая свои проповеди на ассам. яз., а в 1846 миссия начала издавать первый на ассам. яз. журн. «Арунодой» («Восход»). В 1872 англичане были вынуждены разрешить пользоваться ассам. яз. в ряде офиц. учреждений (в суде и т. п.). Колониальный гнет мешал развитию А. л. В 19 в. на ассам. яз. издавались преим. учебники, религ. тексты, переводы произв. зап.-европ. писателей. Во 2-й пол. 19 в. в связи с развитием капиталистич. отношений пробуждается нац. самосознание ассамцев, начинает развиваться новая лит-ра. Появляются критика и публицистика, осваиваются новые прозаич. жанры (роман, рассказ), на новой основе возрождается лирика. В 1889 писатели Ч. К. Агарвалла (1858—1938), Безбаруа Лакшминатх, Госвами Хемчандра и Баруа Падманатх (1871—1946) основали в Калькутте журн. «Джонаки» («Светлячок»), вокруг к-рого объединились молодые писатели, получившие европ. образование. Они отразили идеи нац. возрождения и патриотизма, оживили интерес к изучению нар. лит-ры.

Роман появляется в А. л. в конце 19 в. Первые романы принадлежат П. Г. Баруа («Лахари», «Бханумати»). Особого развития жанр романа достигает в творчестве Раджаниканты Бардолой. Большое распространение получил авантюрно-приключенч. и историч. роман. В 30—40-х гг. появляется реалистич. социальный роман: Д. Ч. Талукдара «Вулкан» — о столкновении выдающейся личности с обществом; Хитеш Дека «Современный человек», посвященный социальным проблемам Ассама; Ч. К. Гогой «Золотой плуг» — о жизни крестьян в Ассаме; Адьянатха Шармы «Три главы жизни» — об освободит. борьбе ассамцев; Говинда Маханти «Крестьяне»; Б. К. Бхаттачарьи «Зов большого пути» — о деятельности революционеров, стремящихся изменить общество. Поэзия нач. 20 в. развивалась под влиянием

345

англ. лит-ры. Наиболее известные поэты этого времени: Л. Безбаруа, Амбикагири Чаудхури, Прасанналал Чаудхури, Камалаканта Бхаттачарья, призывавший к демократич. преобразованиям в стране (сб. «Призыв», «Раздумья»), Ч. К. Агарвалла, воспевавший духовную красоту человека (сб. «Образ», «Певец с лютней»), Нидмани Пхукан, рисовавший жизнь простых людей (сб. «Дар воображения», «Жасмин»). В этот период Хитешвар Барбаруа, введший в ассам. поэзию белый стих, выступил с историч. поэмами «Падение Каматапура» (1912), «Самопожертвование женщины», рассказывающей о подвиге ахомской принцессы Джаямати, отдавшей свою жизнь ради независимости родины.

В 30-х гг. 20 в. появляются два направления в А. л. Прогрессивное направление объединило писателей, обличающих капиталистич. эксплуатацию, утверждающих необходимость общественных преобразований. Нек-рые писатели этого направления прониклись идеями социализма. Они группировались вокруг журн. «Рамдхену» («Радуга»). Писатели другого направления пропагандировали лозунг «искусство для искусства». В конце 19 в. в А. л. развивается жанр рассказа (новеллисты Л. Безбаруа, Сарат Чандра Госвами, Н. Н. Чаудхури). Сб. рассказов Т. Н. Госвами «Заря», «Мираж» посвящены актуальным социальным вопросам (эмансипации женщин, борьбе с милитаризмом и т. п.). Сюжеты рассказов одного из ведущих прозаиков 50-х гг. Динанатха Шармы взяты гл. обр. из жизни женщины (сб. «Дулал», 1952, «Одинокая», 1953, «Лживые уста», «Фантазия и действительность», 1955). Зарождение юмористич. и сатирич. лит-ры связано с творчеством Махичандры Бора, Лакшминатха Пхукана, Халирама Дека.

Драма, имеющая многовековые традиции в А. л., в нач. 20 в. освобождается от религ.-мистич. сюжетов; творчество драматургов, широко использующих опыт зап.-европ. сцены, основывается на новых идейно-эстетич. позициях. Рунабхирам Баруа выступил против косных обычаев, запрещающих вторичное замужество вдов («Рам навами»); Рудрарам Бардолой в пьесе «Бангал-бангалани» осудил злоупотребления чиновничества. Историч. тематику разрабатывали Л. Безбаруа, П. Г. Баруа («Джаямати», 1900, «Гададхар», 1907, «Садхани», 1911, «Лачит пхукан», 1915). Последнему принадлежит пьеса «Сельский староста», посвященная тяжелой жизни крестьян. После достижения Индией независимости ассам. драматургия обогатилась новыми значит. произв. — «Пиали пхукан» Чандраканта Пхукана; «Манирам деван» Прабина Пхукана, посвящ. борьбе с англ. колонизаторами в 19 в. С начала 20 в. развивается публицистика, появляются новые газеты и журналы («Натун Асамия», «Асом бани», «Уша», «Банхи», «Биджули» и др.), критич. и литературоведч. работы. Наиболее известны литературоведы Б. Какати, С. К. Бхуйан, Димбешвар Неог, Б. К. Баруа и др. Большое внимание уделяется изучению фольклора многочисл. племен Ассама.

Лит.: Barua B. K., Assamese literature, Bombay, [1941]; Chaliha D., The origin and growth of the Assamese language and its literature, Jorhat, 1949; Bhuyan S. K., Studies in the literature of Assam, Gauhati, 1956; Barua B. K., Modern Assamese literature, Gauhati, 1957; Literatures in modern Indian languages, Delhi, [1957]; Contemporary Indian literature, New Delhi, 1957; Barua H., The red river and the blue hill, Gauhati, 1956; This is Assam, comp. by Visvarañjan Śãstri and Pramodcandra Bhattācārya, Jorhat, 1958.

А. С. Сухочёв.