330
АРХАИ́ЗМЫ (от греч. ἀρχαι̃ος — древний) — слова, отд. значения слов, словосочетания, а также нек-рые грамматич. формы и синтаксич. конструкции, устаревшие и вышедшие из активного употребления.
Среди А. выделяется группа т. н. историзмов, исчезновение к-рых из активного словаря связано с исчезновением тех или иных предметов и явлений из обществ. жизни, напр. «подьячий», «челобитье», «кольчуга», «конка», «нэпман». Обычно же А. уступают место другим словам с тем же значением: «виктория» — «победа», «стогна» — «площадь», «рескрипт» — «указ», «сей» — «этот». Стилистич. А. являются слова типа: «лик», «око», «вежды», «млад», «град», придающие речи окраску торжественности. Некоторые неархаические слова теряют свое прежнее значение. Напр.: «Все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный» (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»); здесь «щепетильный» имеет для наст. времени архаич. значение «галантерейный». Или: «В последний раз Гудал садится на белогривого коня, и поезд тронулся» (М. Ю. Лермонтов, «Демон»). «Поезд» — не «состав железнодорожных вагонов», а «ряд всадников, едущих друг за другом». В отд. случаях А. могут возвращаться к жизни (ср. в рус. языке 20 в. историю слов «совет», «указ» или «генерал», «офицер»). Иногда архаич. слова, ставшие непонятными, продолжают жить в нек-рых устойчивых сочетаниях: «Ни зги не видно» — «совсем ничего не видно», «Сыр-бор загорелся» — «начался переполох».
В худож. лит-ре А. широко используются как стилистич. средство для придания речи торжественности, для воссоздания колорита эпохи, а также в сатирич. целях. Мастерами использования А. были А. С. Пушкин («Борис Годунов»), М. Е. Салтыков-Щедрин («История одного города»), В. В. Маяковский («Облако в штанах»), А. Н. Толстой («Петр Первый»), Ю. Н. Тынянов («Кюхля») и др.
Лит.: Будагов Р. А., Введение в науку о языке, М., 1958, с. 88—92; Реформатский А. А., Введение в языкознание, М., 1960, с. 379.
В. П. Григорьев.