306

АРМЯ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра армянского народа, одна из самых древних литератур Советского Союза.

Армянский фольклор. Из глубины веков дошли до нас памятники нар. творчества, хранящие сведения о жизни и борьбе племен древней Армении. Из этих памятников наиболее известны мифич. сказания о предке армян Хайке, об Ара Прекрасном, Вахагне, эпич. отрывки об Арташесе и Сатеник, о Тигране и Аждахаке, использованные арм. историком 5 в. Мовсесом Хоренаци в его знаменитой книге «История Армении». Одним из самых популярных жанров арм. фольклора являются нар. сказки о непримиримой борьбе «злых» и «добрых» сил, о светлом и темном царствах, о яблоках бессмертия, огненных конях, о великодушных и бесстрашных богатырях, самоотверженных и трудолюбивых девушках-красавицах. В них отражены надежды и чаяния трудового народа о мирном труде, о богатой и счастливой жизни. Большую историко-познавательную и худож. ценность представляют созданные в разные времена историч. предания, легенды и эпич. песни о царях — Тиридате, Аршаке, полководцах — Мушеге, Вардане, Давид-беке, философах и историках, писателях и зодчих — Мовсесе Хоренаци, Давиде Непобедимом, Месропе Маштоце, Григоре Нарекаци, Варбете Момике и др. В преданиях и эпич. песнях запечатлена жизнь арм. народа, дана живая летопись его героич. прошлого. В богатом песенном творчестве особое место занимает поэзия гусанов, нар. певцов, о к-рых имеются сведения уже в арм. лит. памятниках 5 в. Выделяются своей социальной значимостью трудовые песни и песни хариба — бездомного, тоскующего по родной земле скитальца, а также нар. пословицы и поговорки. Они служат живым доказательством тяжелого прошлого арм. народа и выражают одновременно сокровенные мысли и чаяния народные. Вершиной арм. нар. творчества является эпос «Сасунци Давид», в к-ром дано худож. обобщение героич. борьбы народа против ига Араб. халифата в 7—10 вв. В этой поэме выражены высокие идеалы и свободолюбивый дух арм. народа. После Октябрьской революции в арм. нар. творчестве отразилось политич., экономич. и духовное возрождение арм. народа; воспеты создатели и герои новой жизни. Известный арм. сказ «Ленин-вождь» по праву считается одним из лучших произв. совр. устного творчества народов СССР.

А. Ганаланян.

307

Древняя армянская литература. От урартийцев — древней народности Армянского нагорья — до нас дошло большое количество клинописей, высеченных в скалах или на каменных плитах. Начало арм. лит. культуры восходит к этим клинообразным надписям. Согласно свидетельствам арм. историков, А. л. имела и античный период своего развития. В языческой Армении созданы храмовые книги на арм. языке, анналы, сб-ки мифич. и эпич. сказаний, а также множество надписей, эпиграфич. памятников. В 1 в. до н. э. в эпоху Тиграна II в городах Тигранакерте и Арташате имелись театры, на сценах к-рых ставились трагедии на греч. яз. и, по всей вероятности, гусанские представления на арм. яз.

История письм. А. л. начинается с 5 в. Лит-ра, существовавшая до того времени, была уничтожена с принятием христианства в нач. 4 в. как языческая. Возникла религ. лит-ра на греч. и сирийском языках; однако уже в конце 4 в., в связи со стремлением армян к гос. самостоятельности и цельности, развернулась их культурная деятельность. Назрела необходимость создания новой лит-ры на арм. яз. Заслуга создания арм. письменности принадлежит одному из крупнейших ученых того времени просветителю Месропу Маштоцу (361—440). Появление письменности способствовало развитию оригинальной и переводной лит-ры. Возникли историография, философия, богословие и церковная поэзия. Особую ценность представляют труды арм. историков, в к-рые вошли не только письменные, но и устные нар. сказания, эпос, как источник познания жизни народа. К первым арм. историкам 5 в. относятся: Агафангел, Корюн, Павстос Бузанд, Мовсес Хоренаци, Егише и Лазар Парбеци. Из историков последующего периода (до 9 в.) выделяются Себеос (7 в.), Иоанн Мамиконян и Гевонд (8 в.).

В тяжелые для Армении времена араб. вторжения и визант. экспансии (7—9 вв.) в А. л. господствовала богословская полемич. проза (Теадор Кртенавор, Иоанн Майраванеци и др.) и церк. поэзия (Комитас, Саак Дзорапореци и др.). С восстановлением независимости Армении (886) последовало оживление экономич. жизни, быстрое развитие городов, сопровождавшееся обострением социальных противоречий. Часто вспыхивали восстания крестьян против феодалов, развивались еретич. движения. В лит-ре, иск-ве и науке стали появляться гуманистич. идеи и мотивы. Одним из первых представителей раннеарм. Возрождения был Григор Нарекаци (951—1003), пытавшийся отделить поэзию от церк. обрядов и догматов. Его «Песни» и поэма «Книга скорбных песнопений» («Книга трагедий») проникнуты новыми идеями гуманизма. Он воспел реальный мир, природу, красоту человека, тревоги его духовной жизни. Выразителями политич. идей арм. Возрождения явились историки 10 в. Иоанн Драсханакертци и Фома Арцруни, в то время как Степанос Асогик и Аристакес Ластивертци (10—11 вв.) стояли на феодально-церковной, консервативной позиции.

В сер. 11 в. Армения снова лишилась самостоятельности и подпала под иго Византии. Вскоре в страну вторглись сельджуки, от к-рых Сев.-Вост. Армения освободилась в 12 в. с помощью усилившейся Грузии. На юго-западе М. Азии, в Киликии, армяне, восстав против Византии и сельджуков, создали свое независимое государство. Как в Армении, так и в Киликии развивались светская культура и лит-ра. Из многочисл. арм. писателей 12 в. выделяются Иоанн Философ Саркаваг, Мхитар Гош, Нерсес Шнорали. Гош был одним из первых арм. баснописцев и светских писателей. Накануне монг. нашествия он выступил апологетом идеи гос. централизации против феод. раздробления, в особенности в своем соч. «Судебник». Басни Гоша отразили обостренную борьбу между феодалами и трудовым

308

населением. Нерсес Шнорали — крупнейший поэт своего времени, автор мн. стихов и лироэпич. поэм («Элегия на взятие Эдессы» и др.). Церк. поэзия постепенно шла к упадку. С 12 в. начинает омертвевать древний лит. арм. язык — грабар; в лит-ру проникает живой нар. язык. Постепенно складывается т. н. среднеарм. яз., на к-ром с 13 в. пишут лучшие арм. поэты.

Начиная с 13 в. в лит-ре особенно ярко проявилась борьба двух направлений: реакционно-феодального и передового, отражающего настроения угнетенных масс, усиливших борьбу против феодалов и духовенства. Поэты 13 в. Фрик и Константин Ерзнкаци — пантеист и первый певец любви в арм. лирике, явились выдающимися представителями гуманистич. антицерк. поэзии. Выразитель нар. чаяний Фрик писал социально насыщенные стихи, протестовал против монг. гнета и социального неравенства. К этому времени относится творчество баснописца Вардана Айгекци, в сб. басен к-рого вошли нар. анекдоты, новеллы, содержавшие реалистич. тенденции. Притчи Айгекци — яркие образцы нар. сатиры, направленной против феодалов и духовенства.

В 14 в. перестало существовать Киликийское арм. царство. В течение неск. веков население Армении, поделенной между Ираном и Турцией, подвергалось жестокому гнету и систематич. истреблению. Многие армяне вынуждены были покидать родные края и переселяться в разные страны. Тяжелые испытания не сломили духа народа. Свободолюбивую традицию антифеод. светской поэзии продолжали выдающиеся лирики Ованес Тулкуранци (14 в.), Мкртич Нагаш (14 в.), Григор Ахтамарци (16 в.), Наапет Кучак (16 в.), Нагаш Овнатан (18 в.), Багдасар Дпир (18 в.), Саят-Нова (1712—95). Крупнейшими из них были Кучак и Саят-Нова, в песнях к-рых отразилось критич. отношение к феод. действительности, гневная скорбь трудового народа, его идеалы. Песни харибов-изгнанников были проникнуты патриотич. мотивами. В период войн отд. орд завоевателей — Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу, истребительных и опустошительных походов персов и турок, от к-рых тяжело страдали армяне, народ не терял надежд на политич. освобождение своей родины. С сер. 16 в. началось более или менее организованное освободит. движение. В 1512—13 в Венеции были напечатаны первые арм. книги. С сер. 16 в. арм. книгопечатание развилось в Венеции, Константинополе, Амстердаме, Милане, Риме, Ливорно, Лондоне, Исфахане, Мадрасе, Калькутте и, наконец, в 1771 в Эчмиадзине, а в 1780 в Петербурге. В нач. 19 в. арм. книги печатались везде, где существовали арм. колонии. В 1794 в Мадрасе (Индия) начал выходить первый арм. периодич. журн. «Аздарар» («Вестник»).

В 17—18 вв. в Армении вспыхивают освободит. движения, направленные против иран. и тур. тирании. Арм. народ уже с этого времени обращает свои взоры к России, ожидая от нее помощи. Присоединение Вост. Армении к России в 1-й трети 19 в. явилось поворотным моментом в истории страны. Значит. часть арм. народа освободилась от угрозы физич. уничтожения и навсегда связала свою судьбу с рус. народом. С этого времени начинается новый период развития А. л.

М. Мкрян.

Новая армянская литература. С присоединением Закавказья и Вост. Армении к России (1801—27) сложились благоприятные условия для экономич. и культурного развития народа. В населенных армянами областях России начали возникать культурные очаги. В 1810 открылось Агабабовское уч-ще в Астрахани; в 1815 — Лазаревский ин-т в Москве; в 1824 — семинария Нерсесян в Тифлисе. Издание арм. книг было продолжено в Нор-Нахичеване, Москве, Тифлисе, Шуше и др. городах. В 18 в. и в 1-й четверти 19 в. осн. направлением

309

в А. л. был классицизм. Его представители — О. Ванандеци (1772—1840), П. Минасян (1799—1867), А. Багратуни (1790—1866) и др. — заимствовали сюжеты из историч. прошлого Армении. Их политич. идеалом было восстановление утерянной государственности. Арм. классицисты — члены конгрегации мхитаристов Венеции М. Авгерян (1762—1854), Г. Аветикян (1751—1827), Г. Инчичян (1758—1833), Е. Томачян (1777—1848), Э. Гюрмюзян (1799—1876) — много сделали для опубликования произв. арм. историографов и писателей древности и средневековья, для изучения арм. языка, в частности лексикографии. Велика была их роль и в развитии переводной лит-ры. В то же время созданная деятелями классицизма лит-ра была оторвана от реальной действительности, а ее высокопарный, старокнижный язык (грабар) был недоступен широким кругам читателей.

Уже в сер. 18 в. стала ощутимой потребность в лит-ре с новым, светским содержанием на понятном народу новоарм. языке — ашхарабар. Первым откликом на это требование времени явилась т. н. ашугская поэзия, давшая в 18 в. своего крупнейшего представителя — Саят-Нова, и получившая широкое распространение в 1-й пол. 19 в. Представителями т. н. переходного периода в процессе превращения лит-ры из религиозной в светскую были А. Аламдарян (1795—1834) и М. Тагиадян (1803—58), писавшие еще на яз. грабар. В поэзии Тагиадяна нашла выражение тема столкновения личности с косными феод. отношениями, яростный протест против культа старины. В 40—50-х гг. как выразитель идей нац. пробуждения выступал поэт и филолог Г. Алишан (1820—1901). Борьбу прогрессивных сил общества в 1-й пол. 19 в. возглавил основоположник новой А. л., просветитель-демократ Х. Абовян (1805—48). Он утвердил как ведущие направления в А. л. прогрессивный романтизм, в противовес классицизму, а также реализм. С его именем связано создание общенар. лит. языка. Венцом творческой деятельности Абовяна является проникнутый патриотич. пафосом историч. роман «Раны Армении» (1841—43, 1-е изд. 1858), рисующий героич. борьбу арм. народа против иноземных поработителей и освобождение Вост. Армении от перс. ига с помощью России. Роман стал подлинным лит. манифестом нац.-освободит. движения 2-й пол. 19 в.

А. л. 19 в. развивалась в условиях острой классовой борьбы. С сер. 19 в. начался период расцвета А. л., вопреки сопротивлению представителей клерикально-феод. идеологии. Умножилось число периодич. изданий, параллельно с оригинальной лит-рой развивалась лит-ра переводная: публиковались произв. рус. и зап.-европ. классиков. Прогрессивные силы группировались вокруг журн. «Юсисапайл» («Северное сияние», 1858—64), выходившего в Москве под ред. публициста-просветителя С. Назаряна (1814—79). Журнал сыграл большую роль в развитии гражд. поэзии и критич. реализма, в борьбе против клерикализма, ср.-век. отсталости и консерватизма. Развивая традиции Абовяна, выдающийся писатель и мыслитель М. Налбандян (1829—66) в конце 50-х гг. перешел на позиции революц. демократизма, став идейным соратником Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена. На страницах «Юсисапайл» он развернул борьбу за демократич. преобразование арм. обществ. жизни. В брошюре «Земледелие как верный путь» (1862) Налбандян утверждал, что крест. вопрос в России может быть разрешен лишь путем всенар. революции и с ней связывал успех нац.-освободит. движения арм. народа. Первым в Армении он разработал принципы материалистич. эстетики, последовательно защищал реалистическую литературу, насыщенную социальным содержанием.

310

Зап. Армения, где сложились совершенно иные политич. условия, в 50—60-х гг. также вступила на путь бурного развития бурж. отношений. В этот период нац. пробуждения, расцвета просветительства, в противовес клерикально-феод. течению, развернули свою деятельность публицисты М. Мамурян (1831—1901), Г. Чилинкирян (1837—1923), С. Воскан (1825—1901) и А. Свачян (1831—74). Центром демократич. мысли зап. армян в 60-е гг. был выходивший под ред. Свачяна журн. «Мегу» («Пчела», 1856—74). Под воздействием М. Налбандяна Свачян стал на путь революц. демократизма.

Одним из представителей гражд. поэзии 60—80-х гг. был Р. Патканян (1830—92). Он воссоздавал героич. страницы освободит. борьбы арм. народа и острой сатирой разил пороки буржуазии и духовенства. Особенно широкий резонанс получила поэзия Патканяна в 70-х гг. В цикле «Вольные песни» (1878) поэт выразил политич. чаяния арм. народа — с помощью России освободить Армению от тур. ига. Под влиянием гражд. поэзии Налбандяна на страницах «Юсисапайл» в 60-х гг. начал печататься поэт С. Шахазиз (1841—1907). В его стихах и особенно в поэме «Скорбь Левона» (опубл. 1865), проникнутых освободит. идеями 60-х гг., нашли отражение Зейтунское восстание крестьян 1862 против султанского ига и итал. нац.-освободит. движение под руководством Гарибальди. Значит. влияние оказали на Шахазиза передовая рус. обществ. мысль и лит-ра (в частности, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Добролюбов).

Зап.-арм. поэзию 60-х гг. представляли М. Пешикташлян (1828—68) и П. Дурян (1852—72). В романтич. приподнятости стихов Пешикташляна выражены настроения, связанные с подъемом нац. движения. В лирике Дуряна мотивы скорби и гневного протеста (стих. «Ропот» и др.) отражают тяжелую судьбу арм. интеллигенции после спада передового движения 60-х гг.

Продолжателями традиций Абовяна в области романа в Вост. Армении явились П. Прошян (1837—1907) и Г. Агаян (1840—1911). В романе Прошяна «Сос и Вартитер» (1860) показано наметившееся социальное расслоение в арм. деревне — результат развития бурж. отношений. Углубление этого процесса отразилось в его романах «Из-за хлеба» (1879) и «Мироеды» (1889). В романе «Унон» (1900) Прошян воплотил стихийный бунт тружеников села, создал образ нар. мстителя Унона. Современник Прошяна — Г. Агаян — в первом своем романе «Арутюн и Манвэл» (1867) еще верил в то, что просвещение может вырвать крестьян из бездны темноты и нищеты. В романе «Две сестры» (1872) он уже пришел к мысли о необходимости активной борьбы с социальным злом. В конце 50-х гг. появились драматурги (Н. Аладатян, Н. Пугинян, М. Тер-Григорян), к-рые пытались приблизить театр к жизни. Однако им не удалось выйти из рамок бытовизма и глубоко раскрыть социальные противоречия. Основоположником и крупнейшим представителем реалистич. арм. драматургии 19 в. был Г. Сундукян (1825—1912). В пьесах «Хатабала» (1866), «Еще одна жертва» (1870, изд. 1884), «Разоренный очаг» (1873) Сундукян разоблачал хищническую сущность «героев» первоначального накопления. Реалистич. черты его иск-ва и демократич. мировоззрение наиболее ярко воплотились в комедии «Пэпо» (пост. 1871, изд. 1876, рус. пер. 1896). Творчество Сундукяна оказало влияние на дальнейшее развитие арм. реалистич. драматургии и театра.

Зачинателем реалистич. прозы и драматургии в лит-ре зап. армян был выдающийся сатирик А. Паронян (1842—91). С 70—80-х гг. его сатира приобрела острый социально-политич. характер. В повестях «Высокочтимые попрошайки» (1891, посмертно), «Записки Ососа» (изд. 1892), сб. памфлетов «Столпы нации» (кн. 1—3, 1879—80) и др. Паронян едко осмеивал верхушку бурж. общества — богачей, церковников, правительств,

311

чиновников и купцов; он рисовал разложение бурж. семьи, осуждал политику европ. держав, сделавших арм. вопрос предметом торга, разоблачал беззакония и произвол, царящие в султанской Турции.

В 70—80-х гг. и особенно во время русско-тур. войны (1877—78) нац.-освободит. движение арм. народа стало осн. содержанием А. л. Выразителями этих идей стали писатели: Церенц (1822—88) — автор историч. романов «Торос сын Левона» (1877), «Муки IX века» (1879), «Теодорос Рштуни» (отд. изд. 1881) и Раффи (1835—88), в романах к-рого прогрессивный романтизм достиг высокой ступени развития. В 70—80-х гг. на страницах выходившей в Тифлисе под ред. Г. Арцруни (1845—92) газеты «Мшак» («Труженик», 1872—1920) один за другим появлялись историч. романы Раффи и романы на темы современности. Изображая события русско-тур. войны в романах «Джалаледдин» (1878) и «Хент» (1880), Раффи выдвинул идею освобождения от тур. тирании путем вооруженного восстания самих армян при помощи России. Единств. путем разрешения арм. вопроса Раффи считал совместное вооруженное восстание всех народов, изнывающих под тур. игом: эта мысль выражена в романах «Искры» («Кайцер», 1878, опубл. т. 1—3, с эпилогом, 1883—90) и «Давидбек» (1881—82). В романе «Самвэл» (1886), в основу к-рого легли события 4 в., особенно проявилось мастерство романиста.

В 80—90-х гг. ведущим направлением в А. л. становится критич. реализм. Среди лит. жанров значит. развития достигает роман. В творчестве романиста и драматурга Ширванзаде (1858—1935), составляющем вершину критич. реализма в А. л., показаны глубокие противоречия бурж. об-ва и начало его разложения. В многочисл. романах и повестях («Хаос», 1898, «Вардан Агрумян», 1902, и др.) Ширванзаде дал характеристики разных слоев бурж. общества, создал образы купцов, промышленников, чиновников, интеллигентов, деятелей церкви; он впервые нарисовал также образы арм. рабочих. Продолжая традиции Сундукяна, он обогатил арм. драматургию пьесами «Вправе ли была?» (1902), «Из-за чести» (1905), «Злой дух» (1894, отд. изд. 1897). Свой творческий путь Ширванзаде завершил как сов. писатель. Мастером психологич. романа явился Нар-Дос (1867—1933). Он описывал горькую долю мелких ремесленников (цикл «Наш квартал», напис. 1888—94, отд. изд. 1926), падение нравов, гибель человека, потерявшего социальную почву под ногами («Анна Сароян», 1888, «Смерть», 1894—95, отд. изд. 1912); фальшь бурж. семьи и трагедию женщины («Борьба», 1902, изд. 1911). Нар-Дос горячо приветствовал установление сов. строя.

Порочные нравы бурж. общества в 80-е гг. обличал Мурацан (1854—1908), оставивший также реалистич. описания деревенской жизни (повести «Ноев ворон», 1899, «Апостол», 1902); в романе «Геворк Марзпетуни» (1896, отд. изд. 1912) он обратился к теме борьбы армянского народа в 10 в. с арабскими завоевателями. Сложным и своеобразным был творческий путь В. Папазяна (1866—1920). В середине 80-х гг. он опубликовал рассказы, рисующие невыносимые условия существования армян под игом султанской Турции («Рассказы из жизни турецких армян», 1891). Реалистич. описания содержатся также в «Картинах из сельской жизни» (1913). В годы первой рус. революции и в годы реакции Папазян создал цикл аллегорич. сказов, в к-рых запечатлел настроения демократич. кругов общества.

В трудных условиях развивалась лит-ра зап. армян того времени. Деспотич. султанский режим душил всякое проявление свободной мысли. Усилился цензурный гнет особенно после русско-тур. войны 1877—78. И все же с нач. 80-х гг. реалистич. направление становится

312

ведущим; развиваются жанры прозы — роман, повесть, новелла; появляются новые писатели-прозаики — С. Тюсаб (1842—1901), А. Арпиарян (1851—1908), Г. Зохраб (1861—1915), Т. Камсаракан (1866—1941). Перспектива освобождения от тур. ига с помощью России вызывала огромное воодушевление в Зап. Армении. В произв., написанных в 80-е гг., А. Арпиарян разоблачал бурж. нравы («Картины жизни», 1885). В 1905—06 под влиянием рус. революции он пришел к мысли о необходимости революц. преобразования общества (рассказ «Золотой браслет» и др.). Г. Зохраб в 90-х гг. опубл. новеллы, лучшие из них вошли в сб-ки «Голос совести» (1909), «Молчаливая скорбь» (1911) и «Жизнь, как она есть» (1911). Худож. прозу, в т. ч. жанр новеллы, в 90—900-е гг. продолжали развивать в лит-ре зап. армян Ерухан (1870—1915), З. Есаян (1878—1937), Последователями традиций Пароняна в жанре сатиры выступали Е. Отян (1869—1926) и Арандзар (М. Куюмчян, 1876—1918).

В конце 80-х гг. в Вост. Армении творчество И. Иоаннисяна (1864—1929) ознаменовало новый этап развития арм. поэзии. Иоаннисян вошел в лит-ру, когда идеи нац.-освободит. борьбы временно не получали дальнейшего развития под гнетом реакции и часть арм. интеллигенции находилась во власти разочарования и апатии. Правдиво изображая суровую действительность, поэт призывал к борьбе с социальным злом и нац. угнетением. Творчество его проникнуто верой в политич. возрождение родной страны («Рождение Ваагна»). В 90—900-е гг. А. Цатурян (1865—1917) выразил в своих стихах протест обездоленных тружеников против притеснений и произвола. Его стих. «Колыбельная работницы» (1910) явилось отголоском идей рус. революции 1905—07.

Разорение крестьянства и распад патриархальных отношений в результате развития капитализма в 90-е гг. отразили в своих произв. арм. прозаики: А. Агапян (1860—1905), А. Аделян (1872—1903), Бабкенц (Г. Мнацаканян, 1860—1917), А. Чугурян (1864—1938), Джавахеци (Г. Тер-Григорян, 1874—1937), А. Шахназарян (1872—1942), к-рые в большей или меньшей степени испытали на себе влияние рус. беллетристов-народников. Вокруг выходившего под ред. А. Арасханяна (1857—1912) ежемесячника «Мурч» («Молот», 1889—1907) группировались писатели-демократы, к-рым суждено было сыграть большую роль в дальнейшем развитии А. л. — Ованес Туманян, Аветик Исаакян, Акоп Акопян, Дереник Демирчян и др.

Синтезом лучших традиций А. л. 19 в. явилось творчество О. Туманяна (1869—1923). Все написанное им, будь то четверостишия, поэмы, легенды, басни, сказки или рассказы, пронизано жизнеутверждающим оптимизмом парода. Он создал цикл реалистич. поэм, в к-рых запечатлел картины родной природы, жизнь народа с ее глубокими социальными противоречиями («Стенания», 1890, «Старая борьба», 1890, «Ануш», первый вариант 1890, опубл. 1892, окончательный вариант поэмы вышел в 1902, «Поэт и Муза», 1899, и др.). С большим мастерством поэт обработал арм. нар. эпос «Давид Сасунский» (1902). Туманян горячо приветствовал Октябрьскую революцию.

Одним из наиболее выдающихся представителей новой А. л. был А. Исаакян (1875—1957). Уже первый сб. его стихов «Песни и раны» (1897), пленяющих своей искренностью и непосредственностью, завоевал всенародное признание. Мировоззрение Исаакяна как писателя и мыслителя формировалось в годы, когда арм. народ переживал один из самых мрачных периодов своей истории: в Зап. Армении были организованы погромы и резня арм. населения. Трагич. судьба родного народа наложила неизгладимую печать на творчество Исаакяна в конце 19 в. Чувства отчаяния и

313

скорби преобладали в его стихах. Октябрьская революция, установление Сов. власти в Армении ознаменовали перелом в творческом пути поэта. В 1919—22 он создал эпич. сказ «Мгер из Сасуна» — блестящий образец лит. обработки нар. эпоса.

Среди нового поколения поэтов Зап. Армении в нач. 20 в. выделились М. Мецаренц (1886—1906), Д. Варужан (1884—1915), Р. Севак (1885—1915), Сиаманто (А. Ярчанян, 1887—1915). Все они в той или иной степени испытали влияние западноевроп. (гл. обр. франц.) символизма, однако в большей и лучшей части своих произв. остались верны традициям нац. классич. лит-ры. Преобладающее настроение в стихах Мецаренца (сб. «Радуга» и «Новые песни», 1907) — глубокая скорбь, обусловленная тяжелым положением изнывающего под султанским игом арм. народа. Д. Варужан воспевал нац.-освободит. борьбу («Сердце племени», 1909), изображал ненависть трудящихся к капиталистич. порядкам, распущенные нравы буржуазии, противопоставляя им чистоту нравов дохристианской, языческой эпохи и патриархального села («Языческие песни», 1912, и «Песня хлеба», 1921, посмертно). В творчестве Сиаманто также отразилась тяжелая судьба зап. армян («Объединенный труд», 1910).

Новая ступень развития арм. поэзии досоветского периода связана с творчеством В. Теряна (1885—1920), воспевшего победу Октябрьской революции («Тебя пою...», «Пришла железным шагом...», «Новый день встает над народами»). Как член Всероссийского ЦИК он принял активное участие в создании Сов. гос-ва. Разраставшееся с нач. 20 в. в Закавказье и в Армении рабочее движение, распространение идей марксизма-ленинизма и рус. революция 1905—07 создали предпосылки для развития революц.-пролет. лит-ры. В этом процессе исключительно велика была роль выдающихся деятелей Коммунистич. партии Степана Шаумяна (1878—1918) и Сурена Спандаряна (1882—1916). Руководствуясь указаниями В. И. Ленина о создании парт. печати и лит-ры, они основали в 1906 большевистские газеты «Кайц» («Искра») и «Нор хоск» («Новое слово»), а позже, в 1915—16, «Пайкар» («Борьба») и заложили основы марксистско-ленинской эстетики и лит. критики. Основоположником пролет. А. л. и крупнейшим ее представителем был Акоп Акопян (1866—1937). В 1905 он выступил со стихами «Еще удар...», «Революция» и др., проникнутыми непоколебимой верой в конечную победу революции. Эта вера не покинула поэта и в годы реакции («Новое утро», 1909). Первой рус. революцией был вызван к жизни сб. «Звон зари» (1907) поэтессы Ш. Кургинян (1876—1927); лучшие стихи этого сб. («Рабочие», «Отведи свой крест», «Гасите свет...») насыщены революционным пафосом. В этот же период выступили со своими прозаич. и драматич. произв. пролет. писатели — М. Петросян (1867—1934), Арази (М. Арутюнян, р. 1878) и А. Варданян (1879—1954).

А. Инджикян.

Советская армянская литература. Установление в Армении Сов. власти ознаменовало новую эпоху нац. возрождения, бурного роста экономики и расцвета социалистич. культуры арм. народа. Лит-ра и иск-во централизуются на родной земле, развиваются в условиях гос. поддержки и заботы. Сов. А. л. зарождалась в условиях острой идейно-политич. борьбы. Лучшие представители демократич. интеллигенции — О. Туманян и О. Иоаннисян, А. Исаакян и А. Ширванзаде, Нар-Дос и Д. Демирчян, каждый по-своему, иногда не без противоречий, перешли на сторону революции. В 20-е гг. возникли лит. группы — «Общество тружеников армянской литературы» (1921, Тбилиси), «Союз работников армянской художественной литературы» (1921, Ереван). В 1922—23 формировались первые пролет. лит. группы — «Группа трех» (Е. Чаренц, Г.

314

Абов, А. Вштуни), «Мурч» («Молот», Ереван), «Дарбноц» («Кузница», Тбилиси), «Кура» («Горнило», Москва), разделявшие пролеткультовские взгляды (см. Пролеткульт). Параллельно с Ассоциацией пролет. писателей Армении (осн. в конце 1923) действовала лит. организация «Ноембер» («Ноябрь», 1925). В 1927 был создан единый Союз пролет. писателей Армении, а в 1929 — Федерация сов. писателей Армении, в к-рую вошли и «попутчики». В привлечении новых кадров, в решении творч. проблем лит-ры большую роль сыграли печатные органы: «Норк» (1922—28), «Мурч» (1922—23), «Дарбноц» (1922—23), «Нор Акос» («Новая Борозда», 1924—25), «Вэрэлк» («Подъем», 1924—25), «Гракан диркерум» («На литературном посту», 1927—32), «Нор уги» («Новый путь», 1929—32) и др. В идейном воспитании писателей, в поисках путей развития А. л. большую и плодотворную работу выполнила марксистская лит. критика (А. Каринян, А. Мравян, А. Гюликевхян и др.). Особенно велика была роль видного деятеля Коммунистич. партии, теоретика-марксиста Ал. Мясникяна (1886—1925), выступавшего и в качестве лит. организатора и лит. критика.

В 20-е гг. в сов. А. л. выдвинулось могучее дарование Егише Чаренца (1897—1937), в творчестве к-рого нашла глубокое отражение жизнь народа на новом этапе его истории. Его стихи и поэмы («Всепоэма», 1920—1921, «Песнь о народе», 1921—22, «История пахаря Сако», 1924), героич. баллады и стихотворные новеллы («Дядя Ленин», 1924, «Баллада о Владимире Ильиче, мужике и паре сапог», 1924, «Ленин и Али», 1925, «Стена коммунаров в Париже», 1925, «Похоронный марш», 1927) воплотили героич. мотивы революции. Наиболее значит. явлениями в поэзии 20-х гг. были: цикл вост. поэм («Верблюд», «Иран-наме», «Рам-Рой», «Китайская поэма») А. Вштуни (1894—1958), поэмы А. Акопяна «Волховстрой» (1925) и «Ширканал-большевик» (1924), агитки и басни А. Хнкояна (1870—1935), трудовые песни В. Алазана (р. 1903), Н. Заряна (р. 1900), Г. Саряна (р. 1902), баллады Г. Маари (р. 1903), лирика В. Норенца (р. 1903). В арм. прозе в 20-е гг. выступили такие самобытные художники, как А. Исаакян, Д. Демирчян (1877—1956), Е. Чаренц, М. Арази (р. 1878), С. Зорян (р. 1890), А. Бакунц (1899—1937), В. Тотовенц (1894—1937). Чаренц в 1922—25 написал сатирич. роман «Страна Наири» (отд. изд. 1926), направленный против контрреволюц. партии дашнаков. В жанре политич. памфлета выдвинулся Лер-Камсар («Национальная азбука», 1926, «Слезы по ошибке», 1934). Проза 20-х гг. характерна своим «крестьянским уклоном». В рассказах «Война», «Ограда», «Яблоневый сад» С. Зоряна; «Письмо русскому царю» (1929), «Альпийская фиалка» (1927), «Фазан» (1926), «Лар-Маркар» (1927) А. Бакунца и др. выражена мысль, что подлинными выразителями социальной правды являются демократич. слои общества. О жизни деревни писал и М. Дарбинян (1899—1938), автор повести «Кикос» (1929). В лит-ре намечаются поиски нового героя. С. Зорян в повестях «Председатель ревкома» (1923, изд. 1926) и «Девушка из библиотеки» (1925, изд. 1926), А. Бакунц в рассказах создают образы героев гражд. войны, борцов за освобождение родной земли. Той же теме посвящены очерки-воспоминания А. Акопяна («Из воспоминаний агитатора», 1927), рассказы Ц. Торгомяна (р. 1896), Г. Саряна.

Во 2-й пол. 20-х гг. арм. проза стремится отразить новые формы жизни, новые обществ. отношения: «Прохожие» (1923) М. Арази, «Видения прошлого» (1901, опубл. 1904) Д. Демирчяна, «Закат провинции» (1932, опубл. 1934) А. Бакунца, нек-рые рассказы М. Манвеляна (1877—1944). В рассказе «Товарищ Мукуч» (1925), положительно оцененном М. Горьким, Арази нарисовал образ человека, в к-ром сов. трудовой коллектив пробуждает

315

веру в свои силы, в человеческое достоинство. В нек-рых рассказах этих лет («Сато», «Меркэ», «Красноармеец», «Сторож Акоп») Д. Демирчян показал жажду труда и справедливости, пробудившуюся в душе человека, в прошлом унижаемого хозяевами жизни. Писательница Аракс (р. 1903) в рассказах «Алван» (1925, опубл. 1928), «Нарго» (1926), «Зимми» (1931) поставила проблемы раскрепощения женщины. В романах «Белый город» (1929) С. Зоряна, «Рашид» (1929), «Нигяр» (1930) Д. Демирчяна, «Город на холме» (1930) М. Армена (р. 1906) отражена борьба за нового человека. Особое место в прозе 20-х гг. занимают рассказы А. Исаакяна («Трубка терпения», 1928); цикл рассказов «Америка» (1929) и романтич. новеллы В. Тотовенца; комсомольские рассказы (1928—29) М. Армена и др. В драматургии видное место заняла политич. комедия А. Ширванзаде «Кум Моргана» (1926, изд. 1930) и написанная по мотивам нар. сказок комедия «Храбрый Назар» (1923, отд. изд. 1929) Д. Демирчяна. Эти произв. доныне не сходят со сцены арм. театра. Появились пьесы «За клочок земли» (1923) Л. Сагателяна, «Комсомолка Астхик» (1929) А. Карагюляна, «Новая Византия» (1925) В. Тотовенца, «Кровавая пустыня» (1925) С. Багдасаряна.

Лит. процесс в 30-е гг. характеризуется крепнущей связью лит-ры с жизнью, углублением социалистич. идеалов в иск-ве, развитием новых эстетич. принципов. После пост. ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» возросло обществ. значение лит-ры, обогатилось ее содержание. Возникают романы на совр. тему. В. Алазан опубл. роман «На шестидесятой горизонтали» (1934) — первый производств. роман в совр. А. л. Н. Зарян написал роман о колхозном строительстве «Ацаван» (1937). Выдвигаются новые романисты: А. Сирас (р. 1902), автор романа «Неписанный закон» (1929—35, изд. 1936), посвященного проблемам сов. семьи, Х. Тапалцян (р. 1910), автор романа «На заре жизни» (1937, отд. изд. 1939) из жизни села. Арм. проза обращается и к прошлому, к революц. и нац. традициям народа. Из произв. на эту тему выделяются: двухтомная «История одной жизни» (кн. 1—2, 1934—37) С. Зоряна; «Детство и юность» (1930) Г. Маари; «Скаут № 89» (1933), «Родник Эгнар» (1935) М. Армена; «Жизнь на старой римской дороге» (1933), «Баку» (кн. 1—3, 1930—34) В. Тотовенца; незаконч. романы «Хачатур Абовян» (отрывки опубл. в 1932) и «Кармракар» (незаконч. 1928) А. Бакунца. Наряду с известными мастерами выступают новые писатели: Р. Кочар (р. 1910), В. Ананян (р. 1905), С. Паязат (р. 1910), Г. Бес (р. 1910). Как и в первое десятилетие, в центре арм. поэзии — творчество Е. Чаренца. В 1930 опубл. его сб. «Эпический рассвет», образец глубоко поэтич. воплощения революц. эпохи. Расцветает тонкая лирика Г. Сарьяна. Н. Зарян написал поэму «Рушанская скала» (1930), сб. гражд. стихов «Крепость» (1935). С книгой «Наступление весны» (1935) в поэзию входит О. Шираз (р. 1915). Из молодых писателей выдвигаются: автор романтич. баллад С. Вауни (р. 1910); авторы песен труда — Т. Гурян (1912—42) и В. Григорян (р. 1911); С. Таронци (р. 1904), автор баллад, обработавший произв. нар. творчества; певцы родной природы — Сармен (р. 1901), Ахавни (р. 1911). Значит. произв. возникли и в области драматургии. Д. Демирчян написал историко-патриотич. драму «Страна родная» (1938); появились пьесы — «В кольце» (изд. 1935) В. Вагаршяна, «Слепой музыкант» (пост. 1936) М. Кочаряна, «Комс Эммануел» (пост. 1938) А. Араксманяна, историч. пьеса М. Джанана «Шахнаме».

В предвоенные годы возрос интерес к наследию многовековой арм. культуры. Тысячелетний юбилей (1939) нар. эпоса «Давид Сасунци» вылился в праздник

316

армянской культуры. Проблемам нац. своеобразия арм. иск-ва посвящены философский рассказ Д. Демирчяна «Книга цветения» (1939) и стих. А. Исаакяна «Наши историки и наши гусаны» (1939). Годы Великой Отечеств. войны ознаменовали новый этап в развитии лит-ры социалистич. реализма. Более сорока писателей стали воинами Сов. Армии. Против фашизма боролись и зарубежные арм. писатели. Поэт-коммунист М. Манушян, писательница Л. Асланян (Лас) были активными участниками франц. Движения Сопротивления.

В годы войны сов. А. л. стала подлинной выразительницей дум и чаяний народа, его патриотич. подъема, героизма, интернац. чувств, гуманизма. Арм. народ полюбил и запомнил стихи «Боевой клич» А. Исаакяна (1941), поэму «Голос родины» (1942) Н. Заряна, героич. баллады и «Корабль смерти» (1944) Г. Саряна, философскую поэму «Библийское» (изд. 1946) О. Шираза, гуманистич. лирику С. Вауни, Сармена, С. Таронци, А. Граши (р. 1912), С. Капутикян (р. 1919), лирику А. Сагияна (р. 1915), Р. Ованесяна (р. 1919), Г. Боряна (р. 1915), Г. Эмина (р. 1919). А. Исаакян своей публицистикой поднимал боевой дух воинов-армян. Большую роль сыграли в годы войны публицистич. статьи Д. Демирчяна, видного историка И. Орбели. В жанре очерка выступили писатели Р. Кочар (сб. «Рождение героев», 1942, и «Накануне», 1943), В. Ананян, А. Мкртчян (р. 1902). Появились рассказы Д. Демирчяна, С. Зоряна, Арази, Р. Кочара, Б. Сейраняна (р. 1911), сб. историч. новелл «Звартноц» (1945) В. Хечумяна (р. 1918). Крупным достижением в лит-ре этих лет явились историч. романы «Вардананк» (кн. 1—2, 1943—1946) Д. Демирчяна и «Царь Пап» (1944) С. Зоряна. В годы войны опубл. психологич. драма В. Вагаршяна «Ванкадзор» (1944, изд. 1946), антифашистские пьесы Н. Заряна и его трагедия «Ара Прекрасный» (1944).

Плодотворное влияние на развитие сов. А. л. оказали решения партии по идеологич. вопросам, второй (1954) и третий (1959) всесоюзные съезды писателей, приветствия ЦК КПСС этим съездам, программные выступления Н. С. Хрущева. Ликвидация последствий культа личности И. В. Сталина во всех областях политич. и идеологич. деятельности благотворно сказалась на дальнейшем развитии всей сов. лит-ры. Начиная с 1953 лит-ра глубже и полнее стала изображать процессы социалистич. строительства, укрепление взаимного доверия и братского сотрудничества народов СССР. В эти годы возросло значение и А. л. во всесоюзном лит. процессе, вырос ее междунар. авторитет.

Второй (1946), третий (1954), четвертый (1958) съезды сов. писателей Армении, 2-я декада арм. лит-ры и иск-ва в Москве (1956) продемонстрировали успехи арм. социалистич. лит-ры, ее тематич. и жанровое богатство. К числу лучших произв. сов. лит-ры о Великой Отечеств. войне относится 2-томный роман Р. Кочара «Дети большого дома» (1952). Событиям войны посвящены романы М. Армена «Ясва» (1953), А. Сираса «Арарат» (1947, 1-е изд. 1950, 2-е перераб. изд. 1955), В. Алазана «Северная звезда» (1945—47, изд. 1956), А. Саинян «Перепутья» (1946, новая редакция 1958). На мн. языках народов СССР и иностр. яз. переводится роман Г. Севунца «Тегеран» (1952). Пробуждению нац. самосознания народов зарубежных стран посвящены романы писателей-репатриантов С. Аладжадяна (р. 1924) — «В пустыне» (1952) и «Поражение» (1956); А. Б. Авакяна (р. 1919) — «Раскаленная земля» (1955). Предреволюц. историч. события в Армении и Закавказье изображают произв.: «Ширак» (1954) Ахавни; «Жажда» (1954) А. Саинян; «Золотое утро» (1953) Л. Гурунца; драма «Господин Петрос и его министры» (1958) Н. Заряна. Жизни современников посвящены романы: «Земля» С. Ханзадяна (р. 1915), «Среди золотых лоз» А. Секоян,

317

«Золотая долина» Хр. Тапалцяна и др. Зачинателем научно-фантастич. жанра в А. л. является А. Шайбон (р. 1904), автор книг: «Ночная радуга» (1942), «В мире белых теней» (1951), «Капитаны вселенских океанов» (1955). Большим успехом в Сов. Союзе и в странах нар. демократии пользуются приключенч. романы «На берегу Севана» (1951), «Пленники барсова ущелья» (1954—1955) и охотничьи рассказы В. Ананяна. В жанре рассказа плодотворно работают — Нора Адамян (пишет на рус. яз.), С. Айвазян (р. 1914), Х. Гюльназарян (р. 1919), З. Дарьян (р. 1911), С. Ханзадян (р. 1915), Р. Арамян (р. 1920); в жанре очерка — А. Мкртчян, С. Куртикян (р. 1908).

Молодое поколение поэтов пришло в лит-ру в годы войны — А. Сагиян, С. Капутикян, М. Маргарян (р. 1916), Г. Эмин, Р. Ованесян, П. Севак (р. 1924), В. Давтян (р. 1922), С. Арутюнян (р. 1921). Они стремятся отразить в своем творчестве созидат. труд сов. народа. Сб. стихов Г. Эмина «Новая дорога» (1949, на рус. яз. 1950) и С. Капутикян «Мои родные» (1951) были отмечены Гос. премиями СССР. Поэтич. сб. «Радуга в пустыне» (1953) и «На высотах» (1955) А. Сагияна, «Рассвет в горах» (1957) В. Давтяна, «Песня моего сердца» (1954) и «Чудесный садовник» (1956) Р. Ованесяна, «Пшатовое дерево» (1954) и «Лирика» (1957) М. Маркарян, «Апрель» (1952) С. Арутюняна принесли в арм. поэзию новые мотивы, свежесть поэтич. формы. Лирич. поэма В. Давтяна «Дорога через сердце» (1953) посвящена подвигу Героя Советского Союза Унана Аветисяна; поэма П. Севака «Несмолкающая колокольня» (1959) повествует о жизни арм. композитора Комитаса. В жанре басни работают А. Дарбни, М. Корюн. В области драматургии активно проявили себя Н. Зарян («У родника», 1949, «Опытное поле», 1950), Г. Борян («На высотах», 1948, «Под одной крышей, 1957), Г. Тер-Григорян («Последние гвоздики», 1958, «Весенний дождь», 1959), А. Араксманян («Розы и кровь», 1957).

О многих арм. писателях написаны ценные монографии; в работах арм. литературоведов заложены основы науч. периодизации и создания истории А. л. (М. Абегян, И. Орбели, А. Тертерян и др.). Мн. критики и литературоведы работают над теоретич. разработкой проблем социалистич. реализма, взаимосвязей между А. л. и рус. лит-рой, а также литературами др. народов СССР; принимают активное участие в развитии сов. А. л.

С. Агабабян.

Соч.: Давид Сасунский. Арм. народный эпос, М., 1958; Фавстос Бузанд, История Армении Фавстоса Бузанда, пер. с др.-арм. и комм. М. А. Геворгяна, Ер., 1953; История Егише Вардапета, пер. о арм. П. С. Шаншиева, Тифлис, 1853; История Армении Моисея Хоренского, пер. с арм. Н. Эмина, 2 изд., М., 1914; История епископа Себеоса, пер. с 4-го испр. арм. изд., Ст. Малхасянц, Ер., 1939; Марр Н., Сборники притч Вардана, ч. 1—3, СПБ, 1894—99; Орбели И., Басни средневековой Армении, М. — Л., 1956; Абовян Х., Избранное, М., 1948; его же, Раны Армении, Ер., 1955; Налбандян М., Избр. философские и общественно-политич. произведения, М., 1954; Ширванзаде А., Избр. соч., т. 1—2, М., 1958; Иоаннисиан И., Избранное, М., 1949; Туманян Ов., Избр. соч., т. 1—2, М., 1960; Цатурян А., Стихотворения, М., 1958; Исаакян А., Избр. соч., т. 1—2, М., 1956; Акопян А., Новое утро. Избр. стих. и поэмы. 1895—1925, с предисл. А. Луначарского, М. — Л., 1928; его же, Сочинения в одном томе, М., 1956; Терян В., Избранное, Ер., 1952; Зорян Ст., Избр. произв., М., 1956; Чаренц Е., Избранное, М., 1956.

Лит.: Армянские беллетристы. Сб. под ред. Ю. Веселовского и М. Берберяна, т. 1—2, М., 1893—94; Современные арм. поэты, М., 1903; Современная арм. лит-ра, М., 1906; Армянская муза. Сб. под ред. Ю. Веселовского и Г. Халатянца, М., 1907; Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред. и с предисл. В. Брюсова, М., 1916; Сборник арм. лит-ры, под ред. М. Горького, П., 1916; Армянские сказки, пер. и примеч. Я. Хачатрянца, М., 1933; Антология арм. поэзии, под ред. С. С. Арутюняна и В. Я. Кирпотина, М., 1940; Арм. новеллы, сост. и пер. Я. С. Хачатрянц, [М.], 1945; Арм. поэзия в переводах В. Брюсова. Сб., Ер., 1956; Поэзия Советской Армении. Сб. стихов, М., 1947; Антология арм. советской лит-ры, Ер., 1957; Назарянц С., Обозрение истории гайканской письменности в новейшие времена, Каз., 1846; Абегян М., История др.-арм. лит-ры, т. 1,

318

Ер., 1948; Орбели И., Арм. героич. эпос, Ер., 1956; Брюсов В., Летопись историч. судеб арм. народа, Ер., 1940; Шаумян С., Избр. произв., т. 1—2, М., 1957—58; Спандарян С., Статьи, письма, документы, М., 1958; Об арм. лит-ре. Статьи и исследования русских писателей и ученых, сост. В. Терзибашян, Ер., 1941; Оганнисян Р., Из истории оценки русской лит-ры арм. общественной мыслью, Ер., 1952; Ганаланян О., Очерки арм. лит-ры XIX—XX вв., Ер., 1957; Арешян С., Арм. печать и царская цензура, Ер., 1958; Абов Г., Хачатур Абовян. Жизнь и творчество, Ер., 1948; его же, Габриел Сундукян. Жизнь и творчество, Ер., 1956; Григорян К., Ованес Туманян. 1869—1923, Л., 1953; его же, Ваан Терян, М., 1957; Агабабян С., Стефан Зорьян, Ер., 1956; Григорян Р., Маяковский и арм. лит-ра, Ер., 1956; Инджикян А., Аветик Исаакян, Ер., 1956; Мнацаканян В., Г. Сарян, Ер., 1956; Мурадян Гр., Дереник Демирчян, Ер., 1956; Налбандян В., Война варданидов и «Вардананк» Демирчяна, Ер., 1956; Сарьян С., Послевоенная арм. сов. лит-ра. 1945—1955, Ер., 1956; Салахян А., Егише Чаренц, М., 1958.

Պալասանյան Ս., Պատմություն հայոց գրականության. հատ. 1, Բանավոր գրականություն, Թիֆլիս, 1865. Զարբանալյան Գ., Հայկական հին դպրության պատմություն, (Դ-ԺԳ դդ), 3-րդ հրատ., Վենետիկ, 1897. Լեո, Ռուսահայոց գրականությունը. սկզբից մինչև մեր օրերը, Վենետիկ, 1904. Փափազյան Վ., Պատմություն հայոց գրականության, սկզբից մինչև մեր օրերը, Թիֆլիս, 1910. Ղանալանյան Ա., Ժոզովրդական երգեր. Հայ շինականի աշխատանքի երգերը, Երևան, 1937. Մկրյան Մ., 13—18 դարերի հայ աշխարհիկ գրականություն. Ընտիր նմուշներ, Երևան, 1938. Աբեղյան Մ., Ժողովրդական խաղիկներ, Երևան, 1940. Նույնի, Գուսանական ժողովրդական տաղեր, Երևան, 1940. Տերտերյան Ա., Աբովյանի ստեղծագործությունը, Երևան, 1941. Նույնի, Հայ կլասիկներ, Երևան, 1944. Աբեղյան Մ., Հայոց հին գրականության պատմություն, հատ. 1—2, Երևան, 1944—46. Հայ գրականություն, գիրք 1—3, Երևան, 1955. Կարինյան Ա., Ակնարկներ հայ պարբերական մամուլի պատմության. հատ. 1, Երևան, 1956. Մյասնիկյան Ալ. (Ալ. Մարտունի), Ընտիր երկեր, Երևան, 1957. Էջեր հայ միջնադարյան արձակից, Երևան, 1957. Սովետահայ գրականության տարեգրություն, Երևան, 1957. Թերզիբաշյան Վ., Հայ դրամատուրգիայի պատմություն, 1668—1868. [հատ. 1,], Երևան, 1959. Ղանալանյան Ա., Առածանի, Երևան, 1960։

Б. Чухасзян.