253

АПОЛЛИНЕ́Р (Apollinaire), Гийом [псевд.; наст. имя — Гийом Альбер Владимир Александр Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky); 26.VIII.1880, Рим — 9.XI.1918, Париж] — франц. поэт. Внебрачный сын обедневшей польской аристократки. Учился в коллежах Монако и Канна. С 1899 жил в Париже. В 1901 опубл. стих. «Город и сердце», в к-ром сочетается любовная лирика с урбанистич. мотивами, что характерно для всего творчества А. Возмущение обществ. несправедливостью выражено в стих. «К пролетарию» (1902). Новелла «Ересиарх» (1902), впервые подписанная именем А., обличает ханжество церковников. А. предчувствовал неотвратимость крушения старого мира, к-рый он назвал «домом мертвецов». Веря в грядущее торжество «бескрайней доброты», он питал иллюзию, что «преображение мира» подвластно лишь поэту-провидцу, новому Орфею (стих. «На бракосочетание Андре Сальмона»). Творчество А. питалось традициями франц. фольклора, поэзии Ф. Вийона и Возрождения. В песенных жанрах лирики трубадуров А. передавал настроения совр. человека («Песня отвергнутого» — «La chanson du mal aimé», написана 1903, опубл. 1909, и др.). В 1905 А. опубл. эссе о художнике П. Пикассо, с к-рым его связывала дружба. В 1905—07 А. сотрудничал в символистских журналах. В цикле афористич. четверостиший «Бестиарий, или Кортеж Орфея» («Le bestiare ou cortège d’Orphée», отд. изд. 1911) воплощена тема «жестокости жизни». Анархич. неприятие бурж. мира часто уводило А. в сторону формалистич. экспериментаторства. Но в его творчестье все более проявляется стремление к реализму. В 1908 в лекции, озаглавленной «Новая поэтическая фаланга», А. выдвинул программу «нового гуманистического лиризма». А. передает интонации нар. песни (стих. «Бродячие акробаты», 1909, «Мост Мирабо», 1912, и др.); его вдохновляет идеал поэта, освещающего путь человечеству (поэма «Кортеж», 1912). В 1911 по ложному обвинению в похищении из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи Аполлинер был заключен в тюрьму. Цикл лирич. стихов «В тюрьме Сантэ» (сб. «Алкоголь» — «Alcools», 1913) прозвучал как грозное обвинение бурж. миру. А. пишет стих. «Зона» и поэму-гимн трудовому Парижу «Вандемьер» — «эпич. сцены» жизни; вольнодумные повести: «Рим под властью Борджиа» («La Rome des Borgia», 1913), «Три Дон Жуана» («Les trois Don Juan», 1914). Во время 1-й мировой войны А. ушел добровольцем

254

на фронт (1915), где был тяжело ранен в голову.

Первые «военные» стихи А. исполнены слепой ненависти к Германии («Поэмы к Лу» — «Poèmes à Lou», написаны 1915, изд. 1955; часть стихов сб. «Каллиграммы» — «Calligrammes», изд. 1918). Но уже стихи «Я — жизнь», «Шагай быстрей» (1917) отмечены трагич. восприятием войны. Свою буффонную пьесу «Сосцы Тирезия» («Les mamelles de Tirésias», пост. 1917, изд. 1918) А. сам определил как «сюрреалистическую», введя этот термин в лит-ру. В алогич. манере сюрреализма написан роман о войне «Сидящая женщина» («La femme assise», изд. 1920). Свое стремление к реализму А. обосновал в статье «Дух нового времени и поэты» («L’esprit nouveau et les poètes», опубл. 1918, посмертно). Бесплодные формалистич. эксперименты А. подхватили дадаисты и сюрреалисты, но его сатирич. обличение капиталистич. мира и вера поэта в торжество «зари над сумерками» оказали значит. влияние на франц. демократическую лит-ру (П. Элюар, Л. Арагон).

Соч.: Le poète assassiné, P., 1916, 1945; Oeuvres poétiques, [P., 1956] (имеется библ.); в рус. пер. — Франц. лирики 19 и 20 веков, сост. Б. Лившиц, Л., 1937; Стихи разных лет, «Ин. лит-ра», 1961, № 1.

Лит.: История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Балашов Н. И., Гийом А. и современность, «Ин. лит-ра», 1961, № 1; A. citoyen de Paris, «Les Lettres françaises clandestines», 1943, № 6; Billy A., G. A. Une étude, [P., 1956]; Aragon L., Le 24 juin 1917, «Les Lettres françaises», 1957, 27.VI—3.VII, № 677; Guillaume Apollinaire, там же, 1958, № 747; Adema M., Bibliographie générale de l’oeuvre de G. A., P., 1949.

Виктор Балашов.