- 229 -
АНДРЕ́ЕВ, Леонид Николаевич [9(21).VIII.1871, Орел, — 12.IX.1919, Финляндия, дер. Нейвала, близ Мустамяки] — рус. писатель. Род. в семье чиновника. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Начал лит. деятельность как газетный фельетонист и судебный репортер; рассказы печатал с 1898. В фельетонах А. выражены демократич. настроения. В нач. 900-х гг., сблизившись с М. Горьким, А. примкнул к группе писателей, объединившихся
- 230 -
вокруг изд-ва «Знание». В ранних произв., к-рые положительно оценивали Горький и Л. Н. Толстой, А., продолжая гуманистич. традиции рус. лит-ры 19 в., обличал порядки самодержавного гос-ва, суд, церковь, восставал против бездушия и лицемерия бурж.-мещанского общества («Большой шлем», 1899, «Город», 1902, «Призраки», 1904), рисовал жизнь гор. бедноты, ремесленников, деклассированного люда, сочувствуя бесправному «маленькому человеку», «униженным и оскорбленным» («Баргамот и Гараська», 1898, «Из жизни штабс-капитана Каблукова», 1898). Однако в произв. А. слышались сентиментально-утопич. ноты, призывы к моральному очищению, всеобщему сердечному единению; герой А. обычно оказывался лишь пассивной жертвой. Уже в нек-рых ранних рассказах А. пробивается скепсис, неверие в человека и его разум («Мысль», 1902, «Стена», 1901), представление о подавляющей силе разрушительных, слепых, животных инстинктов («Бездна», 1902). А. не прошел мимо нараставшего в стране освободит. движения, выражал сочувствие революции в своих выступлениях, письмах, нек-рых рассказах («В темную даль», 1900, «Иностранец», 1902, «Марсельеза», 1903, «Из рассказа, который никогда не будет окончен», 1908, «Иван Иванович», 1908, и др.). В «Рассказе о семи повешенных» (1908), в «Губернаторе» (1906), в пьесе «К звездам» (1906) А. обличал царскую расправу с революционерами, в «Красном смехе» (1904) — ужасы войны. Ставя социальные и философские проблемы, А. разрешал их внеисторически, в духе отвлеченной морали пацифизма и осуждал всякое насилие вообще.
Во многих произв. А. звучит протест против бесчеловечности капиталистич. строя, противоречий бедности и богатства, подавления человека машиной, против бесцельного, пошлого, мещанского существования (произв. 1908 — «Проклятие зверя», «Мои записки», «Любовь к ближнему», пьесы: «Царь Голод», «Дни нашей жизни»). Недовольство жизнью переходило у героев А. в пассивный пессимизм или в бесплодный индивидуалистич. протест, завершающийся внутр. крахом. Революционеры в восприятии А. оказываются анархистами, а революция — анархо-нигилистич. бунтом («Савва», 1907, «Тьма», 1907, «Царь Голод», 1908, «Сашка Жегулев», 1912). В цикле философских драм А. изображал человеч. жизнь как бессмысленный круговорот, развенчивал гуманистич. идеи деятельного добра, говорил о непознаваемости мира, о бессилии разума, о власти иррациональных сил («Жизнь человека», 1907, «Черные маски», 1908, «Анатэма», 1910). Опираясь во многом на традиции Ф. М. Достоевского, А. все более утрачивал реалистич. и гуманистич. черты его творчества. Эволюционируя в сторону декаданса, А. становился выразителем упадочных умонастроений, усилившихся в период реакции после поражения революции 1905.
Противоречия окрашивали и последнее десятилетие творчества А. Наряду с пессимистич., отвлеченно-философскими драмами он пишет бытовые пьесы о пошлости жизни, обывательских настроениях студенчества, утратившего передовые идеалы («Дни нашей жизни», «Gaudeamus»), о моральном распаде бурж. семьи («Анфиса», «Катерина Ивановна», «Профессор Сторицын). Наибольшее значение из поздних сочинений А. имеет драма реально-психологического плана «Тот, кто получает пощечины» (пост. 1915, изд. 1916).
- 231 -
В ней звучит протест против бесчеловечности бурж. мира, царящей в нем продажности, власти денег; лишь в кругу «отверженных», среди цирковой богемы герой пьесы находит подлинно человеч. чувства. Последнее крупное произв. А., написанное под влиянием мировой войны и революции, — «Записки сатаны», где нарисован охваченный безумием капиталистич. мир; в будущем А. не видит ничего, кроме гибели человеч. цивилизации. Творчество А. с его субъективизмом, схематизмом, отвлеченной патетикой, резкостью контрастов, иронич. гротеском, трагич. фантастикой по своему стилю близко экспрессионизму. После Октябрьской революции эмигрировал за границу.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1913; Собр. соч., т. 1—17, СПБ, 1910—16; Повести и рассказы. Вступ. ст. Ф. М. Левина, М., 1957; Пьесы. Вступ. ст. А. Дымшица, примеч. В. Чувакова, М., 1959.
Лит.: Воровский В. В., Леонид Андреев, в его кн.: Литературно-критич. статьи, М., 1956; Луначарский А. В., Критич. этюды. Рус. лит-ра, Л., 1925; Горький М., Леонид Андреев, в его кн.: Лит. портреты, М., 1959; его же, О творчестве Леонида Андреева, в его кн.: Несобранные лит.-критич. статьи, М., 1941; Десницкий В., М. Горький и Л. Андреев в их переписке. К истории дружбы, в его кн.: А. М. Горький, М., 1959; Книга о Леониде Андрееве. Воспоминания, Берлин — Петербург — Москва, 1922; Реквием. Сб. памяти Леонида Андреева, М., 1930; Михайловский Б. В., Рус. лит-ра XX в., М., 1939; Дымшиц А. Л., Проза буржуазного упадка, в кн.: История рус. лит-ры, т. 10, М. — Л., 1954; Волков А. А., Рус. лит-ра XX в., 2 изд., М., 1960; Афонин Л., Леонид Андреев, Орел, 1959; Kaun A., Leonid Andreyew, N. Y., 1924.
Б. В. Михайловский.