184

АМИ́Р ХОСРО́В ДЕХЛЕВИ́ (1253, Патиали, совр. Уттар-Прадеш, окр. Итава, — 1325, г. Дели) — инд. поэт, ученый, музыкант. Писал на урду, перс. и хинди яз.; популярен также среди персов и таджиков. Тюрк по

185

происхождению. Был придворным поэтом. Близость к суфийскому дервишскому ордену «Чишти» отразилась на его творчестве. Во многих произв. он восхваляет главу ордена — Низамаддина Аулия, называя его своим духовным наставником. А. Х. Д. оставил множество поэтич., литературоведч. и историч. соч. Его лирика собрана в 5 диванах: «Дар юности» («Тухфат ас-сигар»), «Середина жизни» («Васат аль-хаят»), «Полнота совершенства» («Гуррат аль-камаль»), «Избранный остаток» («Бакийие-е накийие») и «Предел совершенства» («Нихайат аль-камаль»). В творчестве А. Х. Д. видное место занимают романтич. поэмы: «Девальрани Хизр-хан» на сюжет из жизни двора и др. Создал цикл из пяти поэм по образцу «Пятерицы» Низами: «Восхождение светил» («Матла аль-анвар»), «Ширин и Хосров», «Лейла и Меджнун», «Искандерово зерцало» («Айнейе Секандари») и «Восемь райских садов» («Хашт бехишт»). Сюжет поэм взят из произв. Низами. Однако А. Х. Д. внес немало существ. изменений в их сюжет, широко использовав инд. фольклор. Сохранились сб-ки стихов, загадок и поговорок на хинди, приписываемые А. Х. Д. Ему же приписывается словарь синонимов «Кхаликбари», содержащий араб., перс. и хинди слова. Был также хорошим музыкантом. Им сочинено много теснифов (нар. романсов) на урду, к-рые исполняются индийскими певцами.

Лит.: Бертельс Е. Э., Роман об Александре и его главные версии на Востоке, М. — Л., 1948; Habib M., Hazrat Amir Khusrau of Delhi, Bombay, 1927; Critical essays on Nizami and Khusru, Aligarh, 1931.

Г. Ю. Алиев и Е. П. Челышев.