169

АЛЬБЕ́РТИ (Alberti), Рафаэль (р. 16.XII.1902, с. Пуэрто-де-Санта-Мария, пров. Кадис) — исп. поэт. Коммунист. Учился в Гранаде и Мадриде. Занимался живописью. Первые стихи А. (сб. «Моряк на суше» — «Marinero en tierra», 1924, «Возлюбленная» — «La amante», 1926) близки к традициям нар. поэзии. Вплотную столкнувшись с обществ. противоречиями Испании, А. выражал чувства отчаяния и одиночества: стихи сб-ков «Об ангелах» («Sobre los ángeles», 1927), «Проповеди и жилище» («Sermones y moradas», 1930). Революц. ситуация, создавшаяся в Испании, падение диктатуры Примо де Ривера (1930) внесли новое содержание в творчество А. Он стал крупнейшим революц. поэтом. Испытал влияние В. В. Маяковского. Пьеса «Фермин Галан» («Fermín Galán», 1931) посвящена жизни и героич. гибели революционера Ф. Галана, цикл стихов «Испанские крестьяне» («Campesinos de España), позднее вошедший в сб. «Лозунги» (1933, рус. пер. 1934), — быту и борьбе исп. трудящихся. В годы нац.-революц. войны исп. народа (1936—39) А. играл видную роль в Союзе антифашистской интеллигенции Испании, выезжал на фронт, руководил журн. «Mono Azul» («Синий комбинезон», 1936—38) и передвижным театром. Стихи этих лет собраны в кн. «Поэт на улице» («El poeta en la calle», 1936) и «На переломе» («De un momento a otro», 1937). Поражение респ. Испании вызвало в творчестве А., к-рый переселился в Аргентину, врем. кризис (сб-ки «Между гвоздикой и шпагой» — «Entre el clavel y la espada», 1941, «Прибой» — «Pleamar», 1944). Преодолев его, А. в последующий период создал произв., в к-рых развивал традиции сатирич. и героич. романса, т. н. «строфы» — coplas («Строфы Хуана Панадеро» — «Coplas de Juan Panadero», 1949, рус. пер. 1956). «Баллады и песни реки Парана» («Baladas y canciones del Paraná», 1954) посвящены борьбе народов за мир и свободу. А. принадлежат драматич. произв. различных жанров от нар.

170

фарса до камерной драмы. В основу драматич. «офорта» «Ночь войны в музее Прадо» («Noche de guerra en el Museo del Prado», 1956, рус. пер. 1960) положен реальный эпизод гражд. войны в Испании. В 1959 вышли кн. 1—2 воспоминаний «Затерянная роща». Охватывающие почти 30-летний период (с детских лет автора по 1931), они содержат немало ценных сведений о лит. жизни Испании. Одновременно это — лирич. автобиография, задушевная поэтич. исповедь. А. активно участвует в борьбе за мир.

Соч.: Poesía (1924—1944), B. Aires, [1946]; La arboleda perdida. Libros I y II de Memorias, B. Aires, 1959; в рус. пер. — Испанские крестьяне (Эстремадура). Стихотворения, М., 1934; Баллады и песни реки Парана, «Огонек», 1956, № 12.

Лит.: Кельин Ф. В., Рафаэль А. и Мариа-Тереса Леон, «Интерн. лит-ра», 1934, № 3—4; Плавскин З. И., «Строфы Хуана Панадеро» Рафаэля А., «Уч. зап. ЛГУ», серия филологич. наук, 1955, № 184, в. 22; Aub M., La poesía española contemporánea, Méx., 1954; Essai de bibliographie de Rafael A., par R. Marrast, «Bulletin Hispanique», 1955, t. 57, № 1—2.