163

«АЛПАМЫ́Ш» — нар. героич. эпос, бытующий в виде самостоят. сказаний у ряда тюркоязычных народов (у узбеков — «Алпамыш», у казахов и каракалпаков — «Алпамыс», горноалтайцев — «Алып-Манаш», у башкир — «Алпамыша и Барсын-хылуу», у казанских татар — сказка «Алпамша»). Отд. сюжеты эпоса «А.» восходят к периоду матриархата и родоплеменных отношений, но в целом цикл среднеазиатских эпич. сказаний о богатыре Алпамыше и его подвигах сложился, по-видимому, в 14—17 вв., когда народы Ср. Азии вели борьбу против джунгарских правителей — хунтайджи. Вопрос о происхождении и времени сложения алтайской, башк. и тат. версий еще не изучен. Все нац. версии отличаются большим сюжетным сходством. Но каждое сказание очень самобытно, окрашено ярким нац. колоритом. Содержание узб. эпич. сказания об Алпамыше ярко отражает быт, обществ. отношения, нравы, обычаи и мировоззрения узб. народа. Сказание композиционно делится на две части: 1) поездка Алпамыша за невестой, состязание его с женихами-соперниками и женитьба героев; 2) поход Алпамыша против калм. правителя-насильника Тайчахана, семилетнее пребывание богатыря в темнице и победное возвращение его на родину после разных приключений. Герои эпоса — Алпамыш, его возлюбленная Барчин, сестра Калдыргач, преданные друзья Караджан и Кейкубад — являются носителями лучших качеств народа: благородства, мужества,

164

великодушия, непреклонности в борьбе, стойкости в несчастьях, любви к родине. Осн. идея эпоса — борьба народа за независимость, утверждение справедливой и мирной жизни, высоких человеч. идеалов. В эпосе отразились мечты и чаяния трудового народа о прекрасном будущем, твердая вера в конечную победу добра над злом и насилием. Узб. сказание «А.» подверглось обычной для эпоса генеалогич. циклизации: был создан особый достан (см. Дастан) о приключениях Ядгара, сына Алпамыша. «Ядгар» своеобразно повторяет историю старшего сказания «А.», давая новые сочетания прежних сюжетов. «А.» отличается богатством поэтич. стиля и высокой художественностью образов. Сравнения и метафоры красочны и выразительны. Язык сказаний ярок и колоритен, содержит пословицы, поговорки и меткие изречения. Хранителем эпич. сказаний о богатыре Алпамыше были нар. певцы и сказители-шаиры, бахши и акыны. Лучшим вариантом узб. сказания об Алпамыше считается вариант сказителя Юлдаш-оглы Фазыла, записанный в 1928. Эпич. сказание «А.» продолжает бытовать у башкир, татар и у горноалтайцев, особенно широко у народов Ср. Азии. В последние годы отд. эпизоды «А.» записаны у таджиков.

Литература и тексты: Алпамыш. Узб. нар. эпос. По варианту Фазила Юлдаша, М., 1958; Алпамыш. Тезисы докладов и сообщ. регионального совещания по эпосу «Алпамыш», Таш., 1956; Об эпосе «Алпамыш», Таш., 1969; Алпамыс. Қарақалпақ халқ жрауы Қияс Хайратдиновтан жазып алынған, Нокис, 1957; Алып-Манаш, в кн.: Н. У. Улагашев, Алтай-Бучай. Ойротский народный эпос, Новосибирск, 1941; Алпамыша, в кн.: Татар халык иҗаты, Каз., 1954; Жирмунский В. М., Зарифов Х. Т., Узб. нар. героич. эпос, М., 1947; Валитова А. А., Татарская версия эпоса «Алпамыш», в сб.: Тюрко-монгольское языкознание и фольклористика, М., 1960; Жирмунский В. М., Сказание об Алпамыше и богатырская сказка, М., 1960.

А. А. Валитова.