160
АЛЛЕГО́РИЯ (от греч. ἀλληγορία, от ἄλλος — иной и ἀγορεύω — говорю) — одна из форм иносказания, условная передача отвлеченного понятия или суждения посредством конкретного образа. Наиболее распространена в изобразит. иск-ве (женщина с повязкой на глазах и весами в руках — правосудие, якорь — надежда и т. д.). А. получила широкое распространение в лит-ре средневековья, а также в иск-ве классицизма, к-рое обращалось к образам антич. мифологии для иносказат. выражения
161
идей справедливости, добра, зла и т. д. В эстетике романтизма А. приобретает большое значение. С сер. 19 в. понятие А. сужается, А. понимают гл. обр. как худож. прием. В лит-ре многие аллегорич. образы взяты из фольклора — из сказок о животных (волк — олицетворение жадности, лиса — хитрости). А. характерна для басен, притчей, моралите, но встречается и в др. жанрах. К А. прибегали многие рус. писатели реалистич. направления («Соловей и кукушка» А. С. Пушкина, «Два великана» М. Ю. Лермонтова). А. использовалась и по цензурным соображениям (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина). Не следует смешивать А. с символом, последний более многозначен и лишен точности, определенности аллегорич. образа.
Лит.: Максимович-Амбодик Н. М., Емвлемы и символы..., 2 изд., [СПБ], 1811; Губер А., Структура поэтич. символа, в кн.: Тр. Гос. Акад. худож. наук. Философ. отд., в. 1, М., 1927, с. 125—55; Baes E., Le symbole et l’allègorie, [Brux., 1900]; Ferguson G. W., Signs and symbols in Christian art, L., 1955.