132

АЛБА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА. Предки совр. албанцев — иллирийцы — обитали на З. и С.-З. Балканского п-ова, на побережье Адриатич. м. Первые известные памятники А. л. относятся к 15 в. Самый ранний письм. документ на алб. яз., сохранившийся до нашего времени, — «Формула крещения» (1462) епископа Паля Энгелы. Имеются косвенные данные о том, что письменность на алб. яз. была довольно развита еще в 14 в. В результате тур. завоевания (15 в.) мн. памятники письменности были уничтожены. В течение 16 и 17 вв. в Албании сложилась лит-ра религ. и религ.-дидактич. характера, в основном представленная книгами псалмов и церк. службы, катехизисами и религ.-философскими трактатами, в значит. части переводными. «Мэшари» (1555) Гьона Бузуку — первая кн. на алб. яз. — это сб. фрагментов из Евангелий и церк. требников того времени. Пьетер Буди (1566—1623) перевел катехизис «Христианская доктрина» (1618) и др. книги. В 1635 опубл. первый лат.-алб. словарь Франа Барди (1606—43) и его историч. труд (на лат. яз.). Пьетер Богдана (1625—89) написал теологич. трактат «Пророки» (1685). Значение этих соч. выходит за пределы чисто художественных задач; они сыграли немаловажную роль и в борьбе против тур. ассимиляции. По признанию самих авторов, стимулом к их написанию явилась преданность освободит. идеалам своего народа и любовь к родному языку.

В 18 в. появилась группа поэтов, творчество к-рых развивалось под влиянием вост. лит-р, особенно перс. и турецкой (Ибрахим Фракула, Хасан Зюко Камбери, Мухамет Чами, Сулейман Наиби и др.). В этот период в А. л. наряду с религ. мотивами стали разрабатываться и светские темы. В поэзии значит. место заняло воспевание любви, природы, радостей жизни. Вместе с тем в соч. выдающегося поэта этого направления Х. Зюко Камбери (конец 18 — нач. 19 вв.) нашли отражение и нек-рые проблемы обществ. жизни; в своих стихах, иногда остро сатирических, он, разоблачая коррупцию правителей, выражал таким образом недовольство народа («Деньги» и др.). Мухамет Чами (1783—1844) написал поэмы морально-религ. характера на традиц. вост. сюжеты: «Эрвехея» (1888) и «Юсуфи и Зелихая». В 18 в. в гг. Воскопое, Эльбасане и Берате стала развиваться на греч. яз. школьно-дидактич. и дидактико-религ. лит-ра (Теодор Кавальоти, 1719—89, Даскаль Тодри, 1750—1806, и др.). Они создали грамматики, словари, учебники по логике, философии и др.

Помимо лит-ры, развивавшейся в самой Албании, с 16 в. в колониях, основанных в Юж. Италии албанцами, эмигрировавшими в связи с нашествием тур. захватчиков, начала формироваться другая лит-ра на алб. яз. — лит-ра арберешей (так называли в старину албанцев). Самым ранним произв. этой лит-ры был катехизис «Христианская доктрина» (1592) Луки Матранги (1560—1619). Видный поэт арберешей Юль Варибоба (1725—62) написал поэму «Жизнь святой девы»

133

(1762), в к-рой богородица наделена человеческими чертами и показана в реалистич. сценах из жизни крестьян-арберешей.

Со 2-й пол. 19 в. борьба алб. народа за освобождение от тур. ига вступила в новую фазу. Показателем созревшего нац. самосознания албанцев является возникновение патриотич. клубов и обществ; развивается печать, издаются книги и открываются школы, где обучаются родному языку. Усиливается интерес к нар. творчеству; собираются и издаются нар. песни, сказки в виде сб-ков (Т. Митко, С. Дине и др.). Порожденная этим движением А. л. вошла в историю алб. культуры как лит-ра нац. возрождения. По своей осн. тональности эта лит-ра романтична. В этот период выдвинулось новое поколение поэтов и публицистов: С. Фрашери (1850—1904), Н. Фрашери (1846—1900), П. Васа (1825—92), Ф. Широка (1859—1935) и др. Отказавшись от религ. тематики, лит-ра приобрела новое содержание, выдвинула новые задачи: связь с освободит. движением, обращение к нац. истории и фольклору. Ведущим родом литературы была поэзия. В прозе возникли новые жанры — новелла, эпос, историч. роман, драма. Одним из основоположников новой А. л. был поэт Н. Фрашери. Его поэма «Скотоводство и земледелие» (или «Стада и пашни», 1886) — пламенный гимн Албании, ее природе и народу. В поэтич. сб. «Летние цветы» (1890) он выразил патриотич. идеи. В эпич. поэме «История Скандербега» (1898) он обратился к одной из самых замечат. страниц алб. освободит. борьбы против турок. Стихи Н. Фрашери пользовались большим успехом среди албанцев; многие из них вошли в школьные хрестоматии. Популярной в это время была и поэма «О, моя Албания» П. Васа, в к-рой автор напоминал своим соотечественникам о славном прошлом родины. Тоска по родине, вдали от к-рой вынужден был жить поэт, является осн. мотивом лирич. стихов Ф. Широка (сб. «Голос сердца», 1933).

Выдающимися поэтами нач. 20 в. были А. Зако-Чаюпи (1866—1930), Н. Мьеда (1866—1937). Чаюпи писал стихи, элегии, басни, комедии, в к-рых касался вопросов политич. жизни своего времени. Поэзия Чаюпи исполнена политич. темперамента, страсти борьбы. В сб. «Отец Томори» (1902) он, воспевая героич. прошлое страны и любовь к родине, выступал против религ. розни, подымая голос за объединение албанцев и призывая к восстанию против тур. властителей. Помимо этих мотивов, в творчестве Чаюпи нашли воплощение антифеод. и демократич. темы. В стих. «Июль» (1903) поэт призывал албанцев последовать примеру франц. народа в дни июльской революции 1830; в политич. памфлете «Салоникский клуб» (1908, отд. изд. 1909) он срывал маску с псевдопатриотов, пытавшихся тормозить освободит. движение. Большой популярностью среди алб. зрителей пользовалась его бытовая комедия «Четырнадцатилетний жених» (1902), где автор с добродушным юмором высмеивал патриарх. нравы алб. деревни. Н. Мьеда — преим. лирич. поэт, автор небольших романтич. поэм на патриотич. мотивы («Изгнанник», «Плач соловья»); в этих поэмах аллегорически изображено тяжелое положение страны под игом чужеземцев. В стихах Мьеды воспевается родина, родной язык и историческое прошлое народа. Одно из лучших произв. Мьеды — лиро-эпическая поэма «Грезы жизни», в которой выражено сочувствие поэта простым людям, боль за их жизнь, полную лишений и страданий.

В творчестве Асдрени (наст. имя — Алекс Сотир Дренова, 1872—1945) отразились настроения демократических слоев, участвующих в национально-освободительном движении. Он воспевал порабощенную родину, подымал голос протеста против знати и ее корыстных интересов (стих. «Голос повстанцев», 1912,

134

«Вознаграждение», 1912, «Албанская знать», «Наследие»). В символич. образе выразил Асдрени свое сочувствие и к революции («Красный мак», 1912). Одним из зачинателей алб. худож. прозы явился И. Грамено (1872—1931) — автор патриотич. песен и новелл. Известными писателями этого времени были Р. Силичи, Х. Моси, Л. Гуракучи. Процесс формирования новой А. л. был тесно связан с проблемой создания нац. лит. языка, очищения его от тур. и греч. выражений и оборотов. В этом направлении много сделали алб. писатели и филологи К. Кристофориди и др.

В 19 в. особый подъем переживает лит-ра арберешей. По духу, мотивам, идеям она близка к А. л. в ее осн. потоке. Выдающимися представителями лит-ры арберешей были И. Де Рада (1814—1903), Г. Дара мл. (1826—85), З. Серембе (1843—1901) и А. Сантори (1819—1894). Деятельность Де Рады была разносторонней. К лучшим его сочинениям принадлежит романтич. поэма «Милосао» (1836) патриотич. звучания. Крупные поэмы «Серафина Топия» (1839—43) и «Несчастный Скандербег» (1872—84), повествующие о борьбе алб. князей под руководством великого нац. героя против турок. Де Рада издал сб. нар. песен «Рапсодия из одной албанской поэмы» (1866), развернул широкую публицистич. деятельность в поддержку освободит. борьбы алб. народа за отделение от Турции. В поэме «Последняя песня Бали» (1906) Г. Дара мл. также обращается к героич. эпохе Скандербега. В лирических стихах З. Серембе нашла выражение любовь арберешей к Албании и желание ее быстрейшего освобождения.

В 1912 Албания добилась нац. независимости. Для этого времени характерна острая борьба между демократич. силами, желавшими развития Албании по пути прогресса, и консервативными силами, к-рые пытались оставить страну в оковах феод. отношений. Эта борьба закончилась в 1924 с приходом к власти Ахмета Зогу, представителя феодалов и реакц. буржуазии. В таких условиях развитие прогрессивной лит-ры было затруднено. Видным представителем прогрессивной А. л. был Фан Ноли (р. 1882). В своих стихах он саркастически изобличал реакционеров, воспитывал чувство уважения и любви к народу («Песня Салеп Султана», «Умерший в изгнании», «Драгобийский грот», «Беги, марафонец», «Вдоль рек» и т. д.). Отличавшаяся разоблачительной силой, политическая лирика Ноли стала оружием в руках передовых кругов алб. общества. Ценную работу Ноли проделал и как переводчик классиков мировой лит-ры. Тема борьбы против турок и греч. шовинистов составляет основу романов Ф. Постоли (1889—1927) «Незабудка» (1924) и «В защиту отечества» (1921). Проблема эмансипации алб. женщины и борьба против диких законов феод. быта трактуется в романе «Если бы была мужчиной» Х. Стермили (1895—1953). Талантливым алб. поэтом этого времени был Л. Порадеци (р. 1896). В это же время нек-рые писатели (Э. Количи и др.) идеализировали консервативные традиции в жизни народа. В 30-х гг. 20 в. под влиянием рабочего движения и идей социализма начала формироваться прогрессивная лит-ра, разрабатывающая социальные мотивы. Гл. представителем этой реалистич. лит-ры был Мигени (псевд. Милоша Гергя Николы, 1911—38), изображавший страдания нар. масс, разоблачавший реакц. режим, лицемерие религии, печати и офиц. иск-ва. В коротких рассказах Мигени достиг глубоко реалистич. изображения жизни бедноты.

С образованием народно-демократической Албании в А. л. возникло течение социалистич. реализма, первые ростки которого появились в годы национально-освободительной войны против фашистских захватчиков в нелегальных органах компартии и освободит.

135

движения: «Голос народа» (1942), «Призыв свободы» (1942) и др. Лит-ра этого периода носила героико-романтич. и публицистич. характер. После освобождения появились новые романы, эпич. и лирико-эпич. поэмы, историч. и социальные драмы. Осн. место в совр. А. л. занимает тема нац.-освободит. войны против итало-нем. фашистов. Интерес к историч. тематике становится содержанием многих новелл, романов, поэм. Совр. жизнь также привлекает внимание алб. писателей. Лауреатами респ. премии являются: Д. Шутеричи, С. Спассе, К. Якова, Ф. Гьята, Л. Силичи, К. Души и др.

Периодика. В газ. на итал. яз. «L’Albanese d’Italia» («Албанцы Италии», 1848) была напечатана на алб. яз. поэма А. Сантори «Танец великого веселья». В издававшейся Де Рада газете на алб. яз. «Fjamuri e Arbërit» («Знамя албанцев», 1883—87) опубл. драма А. Сантори «Эмира». В 1884—85 писатели Н. Фрашери, С. Фрашери, Я. Врето издавали в Стамбуле газ. «Drita» («Свет»), «Diturija» («Знание»), в к-рых печатали свои произ. В 1936—37 в Корче группа прогрессивных писателей издавала журн. «Bota ere» («Новый мир»), где печатались стихи и худож. проза Мигени. После освобождения страны Союзом алб. писателей начали издаваться ежемесячные лит.-критич. журн.: «Bota ere» («Новый мир», 1945—46), «Letërsia jonë» («Наша литература», 1947—53), «Nëndori» («Ноябрь», 1954—).