118

АКМЕИ́ЗМ — модернистское течение в рус. поэзии 10-х гг. 20 в., возникшее в условиях кризиса бурж. культуры в предреволюц. период. Представители А. — Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузмин, М. А. Зенкевич,

119

В. И. Нарбут, Б. А. Садовской и др. — объединялись в кружок «Цех поэтов», группировались вокруг журн. «Аполлон» (1909—17). Наряду с названием «А.» (от греч. ἀκμή — высшая степень чего-либо, цветущая сила) это направление часто именовалось «адамизмом» (по имени библейского «праотца» Адама), что было связано с культом первобытно-биологич. природного начала, к-рое противопоставлялось всему социальному. Реальность обществ. связей и ценностей объявлялась мистикой. Реальной признавалась лишь материальная природа. Сторонники А. пользовались также термином «кларизм» (от лат. clarus — ясный), выражавшим установку А. на чувственную пластически-вещную ясность худож. образа и поэтич. языка. А. пытался реформировать эстетику и поэтику рус. символизма, выступая против пристрастия к мистич. «потусторонней» сфере и отказавшись от чрезмерной метафорич. усложненности, одностороннего увлечения символикой. В противовес символистской поэтике туманных намеков, неясностей и умолчаний, А. провозгласил «возврат» к земле, к материальному миру, к предмету, к точному значению слова. Однако «земное» мировосприятие А. носило чисто эстетский характер. Поэтам А. свойственны обращение к единичному предмету быта или природы как к объекту самодовлеющего эстетич. любования, поэтизация отд. «вещи», противопоставленной миру социальных явлений, пассивно-созерцат. приятие жизни. А. демонстративно отстаивал принцип «искусства для искусства», отказывался от критики совр. общества. В практике нек-рых представителей А. (Н. Гумилев) наиболее отчетливо выразились антидемократич. и антигуманистич. устремления. Призывы А. «оздоровить» совр. человека путем пробуждения в нем активной воли, первобытных инстинктов перекликались с идеями поэзии Р. Киплинга, сочетались с обычными для декадентской поэзии пессимистич. мотивами. Как лит. течение А. перестал существовать после Октябрьской революции.

Лит.: Блок А., «Без божества, без вдохновенья» (Цех акмеистов), в кн.: Александр Блок о литературе, М., 1931; Гумилев Н., Наследие символизма и акмеизм, «Аполлон», 1913, № 1; Городецкий С., Некоторые течения в совр. рус. поэзии, там же; Эйхенбаум Б., Анна Ахматова. Опыт анализа, П., 1923; Михайловский Б. В., Рус. лит-ра XX века, М., 1939; Волков А., Очерки рус. лит-ры конца XIX и начала XX века, 2 изд., М., 1955.

А. Д. Синявский.