Брагинский И. С. Айни // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 1: Аарне — Гаврилов. — 1962. — Стб. 110—112.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-1104.htm

- 110 -

АЙНИ́ [псевд. с 1896; наст. имя — Садриддин Саидмурадович; 15(27).IV.1878, с. Соктаре, ок. г. Гиждувана, — 15.VII.1954, г. Душанбе] — тадж. сов. писатель, ученый, обществ. деятель. Первый президент (с 1951) АН Тадж. ССР; засл. деят. н. Тадж. ССР; почетный акад. АН Узб. ССР. Писал на тадж. и узб. языках. Основоположник тадж. и один из зачинателей узб. сов. лит-ры. Род. в крест. семье. Учился в бухарских медресе. Начал публиковать стихи в 1894. После знакомства (1900) с рукописным наследием тадж. просветителя 19 в. Ахмада Дониша проникся критич. отношением к феод. режиму Бухары и сочувствием к трудящимся. После революции 1905 примкнул к джадидам (см. Джадидизм), ставившим вопрос об

- 111 -

умеренных реформах в Бухарском ханстве и создании новометодных школ. А. преподавал в нелегальной новометодной школе в Бухаре, составлял учебники, в т. ч. «Воспитание юношества» («Тахзиб ус-сибьён», 1909), позже публиковал статьи и стихи в периодич. изданиях: «Бухорои шариф» («Благородная Бухара»), «Ойна» («Зерцало») и др., пропагандируя просветит. идеи (стих. «Обращение к молодежи», 1914, «Не продавайте землю!», 1916, и др.). Преследования властей вынудили А. в 1915—16 скрываться в течение года вне Бухары. В 1917 он по приговору бухарского эмира подвергся аресту и телесному наказанию. Был освобожден из тюрьмы рус. революц. солдатами и поселился в Самарканде. В 1918 эмир из мести казнил младшего брата А. Песни А. «Марш свободы» (1918, на мотив «Марсельезы») и «Во славу Октября» стали любимыми песнями тадж. передовой молодежи и ознаменовали зарождение тадж. сов. лит-ры. Элегия «На смерть брата» прозвучала призывом к свержению эмира. В 1919—21 А. сотрудничал в первом сов. тадж. журн. «Шуълаи инкилоб» («Пламя революции»), его статьи заложили основы тадж. публицистики. В 1920 А. принял участие в бухарской нар. революции, в статьях и листовках он призывал к свержению эмирата. Решительно порвав с джадидизмом, А. начал большую работу по воспитанию нового поколения писателей; вместе с ними он нес в массы худож. слово большевистской правды. В первом прозаич. произв. на тадж. яз. «Бухарские палачи» («Чаллодони Бухоро», 1920) А. разоблачал старый режим феод. Бухары, прибегая к острой социальной сатире. В повести «Одина» (1924) проявились подкупающая простота и ясность реалистич. манеры замечат. бытописателя. Эта повесть вместе с романами «Дохунда» (1927—28, опубл. 1930) и «Рабы» («Ғуломон», 1934) составляет своеобразную трилогию, дающую широкую эпич. картину жизни и борьбы тадж. народа на протяжении более чем столетия, вплоть до победы колх. строя. В повести «Смерть ростовщика» («Марги судхӯр», 1939, переработ. изд. 1953) А. глубоко раскрыл образ скряги, чья смерть, вызванная гибелью его накоплений

Айни

«Школа». Илл. Б. Иорданского

«Школа» (Москва, 1949).
Илл. Б. Иорданского.

«Бухара». Илл. И. Николаевцева

«Бухара» (Москва, 1952).
Илл. И. Николаевцева.

- 112 -

после Октября, как бы символизирует гибель феод. строя. В период Отечеств. войны А. выступал с острыми публицистич. статьями и историко-худож. очерками («Герой таджикского народа Темур Малик», 1944; «Восстание Муканны», 1944, и др.). С 1948 до последних месяцев жизни А. работал над худож.-автобиографич. книгой «Воспоминания» («Ёддоштҳо»; рус. пер. «Бухара», кн. 1—4, 1949—54, Гос. премия СССР, 1950), в к-рой показал быт, нравы, социальную жизнь Бухары всех слоев общества на рубеже 19—20 вв. Особенно ярко нарисован облик первых тадж. просветителей, их страстное стремление к просвещению и свободе, показано, как зрели подспудные силы протеста, какую огромную роль сыграли «русские идеи», распространявшиеся в ханстве. «Воспоминания» представляют в основном цепь новелл и своеобразных стихотворений в прозе. Героем всех произв. А. выступает по существу народ. Сочный, насыщенный бытовой лексикой язык А. стал основой совр. тадж. лит. языка. А. — автор ценных исследований по истории и филологии народов Ср. Азии: «История эмиров мангытской династии» («Таърихи амирони манғитияи Бухоро», 1923), антология «Образцы таджикской литературы» («Намунаи адабиёти тоҷик», ч. 1—3, 1926); очерки и монографии о Рудаки, Фирдоуси, Ибн Сине, Саади, Навои, Восифи, Бедиле и др.

Соч.: Куллиётҷ. 1—3, Сталинобод, 1958—60: Воспоминания, М. — Л., 1960.

Лит.: Брагинский И. С., Жизнь и творчество С. Айни, М., 1958; Садриддин Айни (1878—1954). Библиографич. указатель, Сталинабад, 1956; Очерк истории тадж. сов. лит-ры, ч. 1, Сталинабад, 1955; Жданов В., О давних годах, в кн.: Советская лит-ра на подъеме, М., 1951; Очерки таърихи адабиёти советии тоҷик, қисми, 2, Сталинобод, 1957; Маниёзов А., Публицистика ва назми устод С. Айни́ (1918—1921), Сталинобод, 1958.

И. С. Брагинский.