80

АДАМО́В (Adamov), Артюр (р. 23.VIII.1908, г. Кисловодск) — франц. драматург. В 1914 семья А. (отец — нефтепромышленник Сурен Адамов, мать — урожд. Багатурова) эмигрировала из России. А. учился в Майнце, с 1924 живет в Париже. Начал лит. деятельность стихами в манере сюрреализма. В 1942 А. был брошен гитлеровцами в концлагерь. «Ужасный дневник» («Journal terrible», 1943) и автобиографич. повесть А. «Признание» («L’aveu», 1946) проникнуты настроением безысходности. Пессимистич. взгляды в духе философии экзистенциализма объединили А. с Э. Ионеско и С. Беккетом, совм. с к-рыми он создал на рубеже 40—50-х гг. формалистич. школу «авангардистский театр». В символистских пьесах А. («Смысл движения» — «Le sens de la marche», 1955, и др.) заметно влияние Й. А. Стриндберга. Отчужденность действительности от человека — тема мн. пьес А. («Пародия» — «La parodie», написана 1947, изд. 1950; «Вторжение» — «L’invasion», 1950; «Большой и малый маневр» — «La grande et la petite manoeuvre», 1953). В фарсе «Все против всех» («Tous

Адамов

81

contre tous», 1953) человек — марионетка историч. ситуации, превращающей его то в палача, то в жертву. Отказ А. от экзистенциалистич. пессимизма нашел выражение в драме «Профессор Таранн» (1953) и особенно в комедии «Пинг-понг» (1955). А. вовлекается в борьбу за мир. Трагифарс «Паоло Паоли» (1957), посвященный социальным истокам 1-й мировой войны, осмеивает лицемерных торговцев человеч. жизнями и душами. В сатирич. скетче «Интимность» («L’intimité», 1958) А. изобличает биржевых воротил. В одноактной пьесе «Я не француз» («Je ne suis pas français», 1958) развенчивается офиц. пропаганда насчет «братания» арабов с франц. войсками в Алжире. В пьесе «Аполитичные» («Les apolitiques», 1958) А. напоминает о новой угрозе фашизма. В оптимистич. трагедии «Весна 71 года» («Le printemps 71», 1961) опоэтизировано героич. мужество парижских коммунаров, бичуется низость версальцев. А. составил антологию худож. и политич. текстов «Парижская Коммуна» (1959), переводил на франц. яз. пьесы А. П. Чехова, М. Горького, инсценировал «Мертвые души» Н. В. Гоголя. А. — член Нац. комитета писателей Франции.

Соч.: Théâtre, v. 1—2, P., 1953—55; Théâtre de société (scènes d’actualité), P., 1958 (колл. сб.); Les âmes mortes. D’après le poème de N. Gogol, P., [1960]; Théâtre, [v.] 1—2, P., [1961]; в рус. пер. — Паоло Паоли, в сб.: Пьесы совр. Франции, М., 1960.

Лит.: Леклерк Г., Судьбы авангардистского театра во Франции, «Театр», 1959, № 9; Triolet E., Minute, papillons!, «Les Lettres françaises», 1958, 23—29.I, № 706; Autrusseau J., Les âmes mortes, «Nouvelle critique», 1960, mars.

В. П. Балашов.