59

АВСТРАЛИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра австрал. народа на англ. яз. Вполне самобытная, А. л. отражает процесс роста страны и становления нации. Развитие А. л. тесно связано с историей Австралийского Союза. Первые произв. А. л. (20-е гг. 19 в.) еще несут на себе печать подражания англ. образцам и интересны лишь как первые лит. памятники — роман «Квинтус Сервинтон» (1830—31) каторжанина Х. Сейвери, «Рассказы о колониях, или Приключения эмигранта» (1843) Ч. Роукрофта, «Рассказы о буше» (1845) Мэри Вайдал, романы А. Харриса «Поселенцы и каторжане» (1847) и «Семья эмигранта, или Повесть об австралийском поселенце» (1849) и др. Гораздо более интересны патриотич. поэма У. Уэнтуорта «Австралазия» (1823), пьесы Ч. Харпура и его лирика, проникнутая любовью к стране (со. «Мысли», 1845, и др.). Писателей этого периода принято называть «предвестниками» А. л.: в их произв. еще сказывается отсутствие нац. лит. традиции. На всей А. л. лежит отпечаток несамостоятельности, зависимости от метрополии, ощутимой до конца 19 в.

Следующий этап в развитии А. л. связан с творчеством А. Гордона (1833—70), Х. Кендалла (1839—82), М. Кларка (1846—81), Ролфа Болдервуда (псевд.; наст. имя — Т. Браун; 1826—1915). Их произв. своими корнями уходят уже в австрал. действительность. Вместо сентиментальных повествований о добропорядочных колонизаторах рождаются суровые реалистич. картины подлинных нравов англ. колонии. В романе М. Кларка «Пожизненное заключение» (1872, отд. изд. 1874)

60

созданы образы смелых, честных и безвинно осужденных каторжан. Описанию полной лишений жизни пионеров — первых жителей Австралии, посвящены сб-ки стихов А. Гордона «Морской прибой и дымок из трубки» (1867), «Баллады буша и скачущие рифмы» (1870); проникнутые лиризмом панорамы природы и сценки из австрал. жизни характерны для сб-ков Х. Кендалла: «Стихотворения и песни» (1862), «Листья австралийских лесов» (1869), «Песни с гор» (1880). Романтически приподнятое изображение австралийцев наряду с нек-рой критикой социальных отношений отличает романы Р. Болдервуда о скваттерах и беглых преступниках, о периоде «золотой лихорадки» («Взлеты и падения», 1878, «Вооруженный грабеж», 1888, и др.). В это же время начинается становление австрал. нац. драматургии.

В период подъема нац. самосознания и роста рабочего движения (90-е гг. 19 в.) А. л. приобретает отчетливый нац. характер. Складывается демократич. лит. течение. В его формировании большую роль сыграл журн. «Bulletin» («Бюллетень», с 1880); в его лит. отделе публиковались соч. начинающих литераторов — рассказы, баллады, стихи — жанры, рождавшиеся из своеобразного фольклора гуртовщиков, стригальщиков, старателей, из того, что пелось и рассказывалось у лагерных костров. В лит-ру вошли новеллисты Прайс Уорунг (псевд. У. Астли, 1855—1911), Стил Радд (псевд. А. Дейвиса, 1868—1935), поэт и новеллист Х. Лоусон (1867—1922), поэты Б. О’Дауд (1866—1953), В. Дейли (1858—1905) и др. А. л. конца 19 в. и 1-й четверти 20 в. еще не обладала достаточным историко-культурным опытом для создания больших эпич. полотен. Духу обширной, неосвоенной страны, еще только складывающейся в самостоят. нац. гос-во, претерпевающей быстрые социальные изменения, больше отвечали малые жанры — рассказ, баллада, стихотворение.

Основоположники демократич. А. л. — Том Коллинз (псевд. Дж. Фёрфи, 1843—1912), Х. Лоусон и Б. О’Дауд — первые выразители нар. дум, бунтарских настроений. В их соч. австрал. народ показан в его суровой будничной жизни, с нац. обычаями, борьбой за существование, протестом против обществ. несправедливости. Стихи Х. Лоусона, ставшие популярными нар. песнями, проникнуты боевым революц. духом (сб. «Когда я был королем», 1905; «Скачущие вдоль горизонта», 1910; «Избранные стихотворения», 1918, и др.). Кроме Лоусона, в 90-е гг. Австралию и ее простой народ воспевали в своих балладах поэты Дж. Эванс (1863—1909), У. Огилви (р. 1869), Дж. Ле Гей Бритон (1871—1933). В рассказах Х. Лоусона, иногда веселых, подчас печальных и даже трагичных, просто и тепло повествуется о рабочем человеке, о его достоинстве, его верности в труде, дружбе, любви, борьбе с несправедливостью (сб. «Покуда закипит котелок», 1896; «По дорогам и через изгороди», 1900; «Джо Уилсон и его товарищи», 1901; «Шапка по кругу», 1907, и др.). Реалистич. роман Тома Коллинза «Такова жизнь» (1903) признан одним из лучших произв. А. л. Форма путевых заметок-дневника дала возможность писателю шире представить многие явления австрал. жизни, полнее выразить демократич. взгляды. Поэт Б. О’Дауд определил свои принципы словами: «воинствующая поэзия». В своих стихах, к-рым свойственна несколько усложненная образность, О’Дауд разоблачает расовую дискриминацию, продажность бурж. прессы, губительное влияние капиталистич. цивилизации, выступает против классовых компромиссов (сб. «К рассвету», 1903; «Семь смертных грехов», 1909; «Буш», 1912, и др.). В эти же годы появляются первые демократич. пьесы Л. Эссона (1879—1943): «Укротительница» (1911), «Мертвые деревья» (1911), «Священное место» (1911), «Час еще не настал» (1912) и др. Автором баллад, только по форме напоминающих народные, был Э. Б. Патерсон (1864—1941), прославлявший

61

уходящую в прошлое патриархальную скваттерскую Австралию.

А. л. с самого ее возникновения присуще стремление запечатлеть облик трудового народа: гуртовщиков, мелких фермеров, неудачливых золотоискателей, неимущих поселенцев. Писателей больше интересовала судьба «простого парня», нежели джентльмена. Это сообщило австрал. критич. реализму несколько своеобразный оттенок по сравнению с западноевропейским. Критика обществ. устоев чаще велась не через разоблачительные образы представителей господствующих классов, а путем раскрытия положит. человеч. качеств, свойственных людям труда, ведущих мужеств. борьбу с уродливыми социальными условиями. 1-я мировая война и междунар. события, последовавшие за ней, оказали влияние на рост нац. самосознания австралийцев. Появились новые писатели, связавшие свое творчество с борьбой нар. масс, с прогрессивными демократич. движениями 20 в. Поэт Фёрнли Морис (псевд. Фрэнка Уилмота, 1881—1942), выступивший против империалистич. войны, посвятил свои стихи борьбе пролетариата (сб-ки «Бдительные», 1920; «Мельбурнские оды», 1934, и др.). Осн. тема ранних реалистич. произв. К. Причард (р. 1884) — угнетенное и бесправное положение австрал. народа, его растущее возмущение несправедливым обществ. строем (романы: «Пионеры», 1915; «Черный опал», 1921; «Рабочие волы», 1926; «Кунарду», 1929; «Цирк Хэксби», 1930). Романы В. Палмера (1885—1959) «Кронулла» (1924), «Аванпост» (1925), «Человек по имени Гамильтон» (1928), «Люди — человечны» (1930), «Переправа» (1930), «Семья Суэйнов» (1934), «Легенда о Сандерсоне» (1937) свидетельствуют о глубоком интересе автора к жизни народа. К. Причард и В. Палмер — зачинатели австрал. реалистич. социального романа. Начиная с 20-х гг. 20 в. в А. л. жанр романа оттесняет рассказ и балладу. Реалистич. завоевания демократич. лит-ры 30-х гг. связаны и с именами писательниц Хенри Хэндел Ричардсон (псевд.; наст. имя — Этель Флоренс Хенриетта Ричардсон, 1870—1946), автора трилогии «Судьба Ричарда Мэхони», состоящей из романов: «Счастливая Австралия» (1917), «Домой» (1925), «Последний предел» (1929), а также Майлс Франклин (1879—1954), автора романа «Все тот же свегмен» (1936). Их произв. — своеобразные семейные хроники, написанные с глубоким проникновением в психологию героев. В романах дается правдивое представление о социально-историч. условиях жизни и борьбы за существование неск. поколений австралийцев. В романах Кс. Херберта (р. 1901) — «Каприкорния» (1938), Б. Пентона (р. 1904) — «Захватчики» (1934) и «Наследники» (1936), Дж. Дэвенни (р. 1894) — «Сахарный рай» (1936) и «Райский поток» (1938) звучит ненависть к существующему строю, возмущение расовой дискриминацией, снят романтич. ореол с пионеров-захватчиков страны, разоблачается религ. ханжество и бурж. снобизм. В 30-е гг. впервые возникает злободневная тема капиталистич. города: роман К. Стэд (р. 1902) «Семеро бедняков из Сиднея» (1934); романы Кайли Теннант (р. 1912) «Тайбурон» (1935) и «Фоувоу» (1939); романы Л. Манна (р. 1895) «Убийство в Сиднее» (1937) и «Удачливый» (1942) и др. Все эти произв. оказали влияние на последующее развитие эпич. формы; в них нашла дальнейшее продолжение демократич. нац. лит. традиция.

Характерен для этого периода и жанр рассказа. Выходят сб-ки рассказов — В. Палмера «Жизнь врозь» (1931), К. Причард «Поцелуй в уста» (1933) и др. Значит. группой поэтов, объединявшейся вокруг журн. «Vision» («Ви́дение»), были т. н. «мыслящие» (intellectuals). Среди них — К. Слессор (р. 1901), Х. Мак-Кре (1876—1959) и Р. Фицджералд (р. 1902). Этому течению в лит-ре, лозунг к-рого — «универсальная поэзия»,

62

свойственны формалистич. искания, обращение к ср.-век. сюжетам и героизация античных мифологич. персонажей. В 1938 поэт Р. Ингамелс (р. 1913) основал «Джиндиуоробак клуб» («Jindyworobak Club»), объединявший поэтов, к-рые, в противоположность «мыслящим», стремились сохранить в поэзии нац.-демократич. дух путем возрождения культуры австрал. аборигенов: И. Мьюди (р. 1911), У. Харт-Смит (р. 1911) и др. С 1938 по 1947 они ежегодно издавали «Антологию Джиндиуоробак», где печатали свои стихи на мотивы забытых легенд, сказаний аборигенов. В области драматургии стремление утвердить нац.-демократич. традиции выразилось в деятельности мельбурнской группы «Актеры-пионеры» (1922—26) и движения 30-х гг. в Сиднее под назв. «Народный театр», благодаря к-рому были поставлены пьесы Л. Эссона («Боец», «Гуртовщики», «Южный крест»), В. Палмера, К. Причард («Пионеры» и др.). Героями этих драм из жизни мельбурнских трущоб, заброшенных ферм, безлюдной Сев. территории Австралии, золотоносных пустынь были подлинные австралийцы — яркие, мастерски обрисованные характеры.

После 2-й мировой войны в Австралии началась широкая кампания за признание нац. демократич. А. л., за утверждение ее самостоятельного места среди других лит-р мира. Наиболее последовательно отстаивает нац. демократич. лит. традиции Коммунистич. партия Австралии. Характерная особенность нового послевоенного этапа в развитии А. л. — преобладание реалистич. направления, крепнущего в борьбе с пессимистич. лит-рой, к-рая прославляет болезненно-меланхолич. героев, ищущих решения жизненных конфликтов в бегстве от реальной действительности (романы «Древо человеческое», 1955, и «Восс», 1957, — П. Уайта, р. 1912; «К островам», 1958, — Р. Стоу). Успехи послевоенной прогрессивной А. л. неразрывно связаны с подъемом массового демократич. движения. В разных городах Австралии возникают крупные объединения писателей-реалистов, где вокруг писателей, стоящих на позициях марксизма, группируются широкие круги прогрессивно настроенных литераторов, среди к-рых немало рабочих. Члены этих объединений активно участвуют в деятельности «Товарищества австралийских писателей» («Fellowship of Australian Writers») — организации, охватывающей всех писателей страны. В 1960 группы писателей-реалистов объединились, избрали Национальный комитет, издают журнал «Realist writer» («Писатель-реалист»). В 1952 было создано первое в истории Австралии кооперативное изд-во — «Австралазиатское книжное общество» («Australasian Book Society»), печатающее книги прогрессивных писателей-реалистов. Большую роль в популяризации реалистич. лит-ры играет лит. отдел газеты «Tribune» («Трибуна»), где помещаются рассказы, стихи, памфлеты, сатирич. куплеты, очерки, корреспонденции, критич. статьи — Б. Адамсона (1884—1951), В. Уильямса, Л. Фокса (р. 1905), Мэри Гилмор (р. 1865), Ф. Харди (р. 1917), Д. Мартина (р. 1915), М. Брэнд (р. 1915), Дж. Моррисона (р. 1904), Дж. Уотена (р. 1911), Д. Кьюзек, К. Причард и др. Публикуются и произв. начинающих авторов из среды рабочих. Большой популярностью пользуются в стране реалистич. рассказы Г. Кейси (р. 1907), А. Маршалла (р. 1902), Дж. Форреста (р. 1925), Д. Стивенса (р. 1911), Б. Кидда (р. 1906) и др. Свидетельством утверждения нац. самобытности А. л. является издание антологий рассказов и стихов. Значит. роль в лит. процессе играют ежегодные сб-ки рассказов «От побережья к побережью» (с 1941) и лит. журналы «Meanjin» («След», с 1940), «Overland» («По стране», с 1954).

В драматургии послевоенный период ознаменован усилением реалистич. тенденций, особым интересом к темам и проблемам современности, к событиям и последствиям

63

2-й мировой войны: пьесы А. Тёрнера «Соседи», «Путешествие на Запад», драма С. Локк-Эллиота «Горны заржавели» (1948), стихотворная драма Кэтрин Данкан (р. 1915) «Сыновья утра» (1946), пьесы Д. Кьюзек «Вечные муки», «Кометы пролетают быстро» (1950), «Неси на себе Атлантов груз» (изд. 1950), «Уход из жизни» (изд. 1957) и др. Проблемы социального и экономич. неравенства решают в своих комедиях О. Грей («Потоки», 1956), Р. Лоулер («Лето семнадцатой куклы», 1956), Р. Бейнон («Переменчивое сердце», пост. 1956), Ф. Харди («Черные алмазы», 1958). Лейтмотив пьес Д. Кьюзек «Тихоокеанский рай» (1956) и Р. Тросселла «Накануне завтрашнего дня» (1957) — требование предотвратить угрозу атомной войны. Ненавистью к колониализму и расизму проникнуты демократич. пьесы М. Брэнд «Под нашим небом» (пост. 1948), «Чужие в стране» (1954) и «Без особых ограничений, или Не такой уж тихий американец» (1958). Развитие нац. драматургии происходит в борьбе с засильем ввозимых из США пустых развлекательных пьес.

Роман в А. л. последних лет занимает значит. место. Тема борьбы за нац. независимость решается в ряде романов, написанных не на австрал. материале (романы Р. де Буасьера «Жемчужина короны», 1952, и «Ром и кока-кола», 1956, 1-я и 2-я чч. трилогия о Тринидаде; роман Д. Мартина о совр. Индии «Камни Бомбея», 1950). Писатели создают и эпич. произв. о путях и судьбах австрал. нации. Так, Э. Дарк (р. 1901) является автором историч. романов: «Вечная страна» (1941), «Буря времен» (1948), «Без барьеров» (1953). Крупнейшее достижение совр. А. л. в области романа — трилогия К. Причард: «Девяностые годы» (1946), «Золотые мили» (1948), «Крылатые семена» (1950) — произв. социалистич. реализма. Трилогия, талантливо рисующая возникновение и развитие рабочего движения в Австралии, отличается глубиной и широтой охвата действительности, историч. конкретностью в изображении жизни, психологич. мастерством. В романе «Власть без славы» (1950) Ф. Харди с позиций революц. класса изображает общественно-политич. обстановку в Австралии за последние 60 лет. Тема рабочего движения, столь популярная в послевоенной А. л., в центре трилогии В. Палмера: «Голконда» (1948), «Время посева» (1957) и «Выдающийся деятель» (1959), а также романа Д. Кьюзек «Южная сталь» (1953). Характерно для совр. этапа и появление романов, принадлежащих перу писателей-рабочих, — «Веретено» (1959) Д. Хьюэтт (р. 1923) о ткачихах Сиднея, «Вслед за солнцем» (1960) Р. Тьюллипена о докерах и т. д. Рабочие в период кризиса изображены в романе «Как прекрасны твои ножки» (1949) А. Маршалла, одного из самых известных писателей совр. Австралии, книги к-рого проникнуты любовью к родине и народу («Это мой народ», 1944; «Расскажи нам об индюке, Джо», 1946; «Я умею прыгать через лужи», 1956, и др.). Мн. писатели стремятся ставить злободневные вопросы современности, решая их путем осмысления хода истории или недавних событий: романы о 2-й мировой войне Э. Ламберта (р. 1921) «Двадцать тысяч воров» (1951) и «Ветераны» (1954), Д. Форреста «Последнее синее море» (1959); романы о совр. Австралии Дж. Моррисона «Порт назначения» (1950), Д. Кьюзек «Скажи смерти нет!» (1951), Ф. Харди «Четвероногая лотерея» (1958); романы Дж. Уотена «Несгибаемая» (1954) и «Соучастие в убийстве» (1957); историч. роман Э. Ламберта «Пять ярких звезд» (1954) о событиях в Балларате, антифашист. роман Д. Кьюзек «Жаркое лето в Берлине» (1961).

Тяжелая доля бесправных австрал. туземцев, их политич. пробуждение, проблема расовой дискриминации — содержание мн. произв. А. л.: «Мираж» (1955) Ф. Б. Викерса (р. 1903), «Солнце в изгнании» (1955) Д. Кьюзек, «Сноубол» (1958) Г. Кейси, «Йенди» (1959) Д. Стюарта. Реалистич. произв. демократич. писателей —

64

свидетельство наметившегося в последние годы развития А. л. в направлении социалистич. реализма.

Лит. периодика. Первый значит. лит. журнал в Австралии — «Bulletin» («Бюллетень», 1880—) сыграл большую роль в становлении демократич. А. л. В журнале помещаются обширные лит. обозрения; в последние годы придерживается реакц. направления. В конце 19 в. появляется ряд журналов, связанных с социалистич. движением, среди них — «Boomerang» («Бумеранг», 1887—90), редактор — У. Лейн, деятель австрал. рабочего движения. Популярные бурж. лит. журналы — «Southerly» («Южный», 1939—), сохраняющий академич. индифферентность к животрепещущим проблемам современности, и «Meanjin» («След», 1940—), публикующий худож. произв., критич. статьи, выражающие самые различные взгляды, статьи по вопросам культурной жизни. Журн. «Overland» («По стране», 1954—), редактор — Мари-Смит, и «Realist Writer» («Писатель-реалист», 1958—) — орган Нац. совета группы писателей-реалистов (редактор — Ф. Харди), пропагандируют реалистич. произв., отстаивают демократич. нац. традиции австрал. народа, дело мира. В Манифесте журн. «Realist Writer» осн. целью провозглашается борьба за социализм и пролет. лит-ру.

Лит.: Уотен Дж., Социалистический реализм и традиции австралийской литературы, «Иностр. лит-ра», 1960, № 7; Касаткина Л. М., Роль коммунистической прессы в формировании послевоенной прогрессивной австралийской литературы, в кн.: Из истории зарубежной печати, М., 1958; Домбровская Е. Я., Поэзия Генри Лоусона 80—90-х годов и традиции австралийской поэзии, «Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та», 1957, т. 55 (Труды кафедры зарубежной лит-ры, в. 5); Абрамов А., Литературная Австралия, «Интернац. лит-ра», 1938, № 11; Причард К. С., Антифашистская литература в Австралии, там же; Петриківська А., Австралійська проза, «Всесвіт», 1958, № 6; Ewers J. K., Creative writing in Australia, Melb., 1956; Anchen J., The Australian novel, Melb. — Sydney, [194—]; Buckley V., Essays in poetry, mainly Australian, [Melb.], 1957; Franklin M., Laughter; not for a cage, L., 1956; Grattan C. H., Introducing Australia, N. Y., 1947; Green H. M., Australian literature. 1900—1950, [Melb.], 1951; его же, The literary situation in Australia, «English», 1948, v. 7, № 38; Heddle E. M., Australian literature now, L. [a. o.], 1949; Miller E. M., Australian literature. A bibliography to 1938. Extended to 1950, Sydney — L. — [a. o.], 1956; Phillips A. A., The Australian tradition. Studies in a colonial culture, Melb., 1958; Rees L., Towards an Australian drama, Sydney — L., 1953; Palmer V., The legend of the nineties, [Melb.], 1954; Hadgraft C., Australian literature. A critical account to 1955, L., 1960.

Л. М. Касаткина.