Соколова Л. М. Аварская литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 1: Аарне — Гаврилов. — 1962. — Стб. 50—52.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-0503.htm

- 50 -

АВА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — одна из лит-р Дагестана (см. Дагестанская литература). Еще в древние времена возникло устное народное творчество аварцев — эпич. и лирич. песни, сказки, легенды и предания, пословицы и поговорки. Песни «Сражение с Надир-шахом», «Песня о Хочбаре», «Бахтика» и др. свидетельствуют о высоком нац. сознании и патриотизме аварцев. Цикл героич. и историч. песен повествует о событиях Кавк. войны сер. 19 в. Во 2-й пол. 19 в., после присоединения Дагестана к России, зарождается новое направление в поэзии, отражающее борьбу народа против колониального гнета царизма. В 15 в. на основе араб. графики возникли попытки создания письменности на аварском яз. Известны соч. и переводы с арабского Абубекира из Аймаки, Гасана из Кудали, Мухаммеда из Кудутля. Поэт и филолог Дибир-Кади Хунзахский (18 в.) применил для аварского языка араб. письменность и перевел на аварский яз. сб. «Калила и Димна».

В 19 в. к языку и культуре аварцев проявляли большой интерес рус. ученые. В переводах на рус. яз. было опубл. много трудов даг. ученых по истории и этнографии даг. народов. В 19 в. были опубл. аварские фольклорные и лит. произв. (П. К. Услар, «Аварский язык»,

- 51 -

1889, сб. фольклора аварца Айдемира Чиркеевского и др.).

В 19 и нач. 20 вв. выдвинулись поэты Тажудин (Чанка) из Батлаича (1864—1910), Махмуд из Кахаб-Росо (1873—1919), Эльдарилав из Ругжа и др., воспевавшие человека, жаждущего свободы и счастья, и возвышавшие образ женщины-горянки. Наибольшей известностью пользовались произв. Махмуда из Кахаб-Росо («Мать и дочь», «Мариам» и др.). Широкое распространение в народе получили сатирич. произв. Гамзата Цадасы (1877—1951) «Выступление по тревоге» (1912), «Алил Магома Дибиру» (1911), «Дибир и хомяк» (1915), «Стихи о харчевне» (1897) и др., направленные против гнета господств. классов и косности духовенства.

Значит. расцвета А. л. достигла после Октябрьской революции. В годы гражд. войны писали Г. Цадаса и З. Гаджиев (р. 1898). Цадаса выступил как автор сатирич. и пропагандистских стихов («Рассказ о Хочбаре и Магоме», 1918, «Горской бедноте», 1921, «Кого выбирать в Советы», 1921), З. Гаджиев — как автор лирич. песен и сатиры («О разгроме банд под Хунзахом в 1920 году» и др.). В 20-е и 30-е гг. творчество аварских писателей отражало новые явления действительности, борьбу с пережитками прошлого в сознании людей. Классовая борьба в деревне стала осн. темой З. Гаджиева («Ответ врагу», 1935). Он воспел новую сов. женщину («Проснись, горянка!», 1929, «Новые люди и горячая любовь», 1940). Первым аварским прозаиком явился Раджаб Динмагомаев (1905—44). В повести «Кровь за кровь» (1929) он обличал кровную месть, в романе «Герои в шубах» (1932) изображал классовую борьбу и гражд. войну. Популярностью в Дагестане пользовались первые аварские комедии «Местер» (1924) Аваярлы (Б. Малачханов), «Конец света» (1931) З. Алиханова и З. Гаджиева, «Сундук бедствий» (1932) и «Айдемир и Умайганат» (1940) Г. Цадасы. В период Отечеств. войны в лит-ру пришли Р. Гамзатов (р. 1923), М. Хуршилов (1905—58), Г. Залов (р. 1912). Вышли сб. стихов Р. Гамзатова «Пламенная любовь и жгучая ненависть» (1943) и «Отголоски войны» (1945); появились очерки и рассказы М. Хуршилова («Андаляльцы», 1942), Р. Динмагомаева («Коричневая змея», 1941, и «Клятва», 1942), М. Шамхалова («За родину, за свободу», 1944). Пьеса Г. Цадасы «Базалай» (1942) рассказывала о героич. трудовых подвигах в тылу.

Многие произв. А. л. приобрели всесоюзную известность, нек-рые из них переведены на иностр. языки. Произв. Цадасы «Избранное» (1951) и Р. Гамзатова «Год моего рождения» (1951) были отмечены Гос. премиями СССР в 1951 и в 1952. Патриотич. подвигам горцев в годы Отечеств. войны посвящены стихи Р. Гамзатова (сб. «Земля моя», 1948), Г. Цадасы («Горные вершины», 1947), З. Гаджиева («День счастливый, здравствуй!», 1950). Как гл. тема выступает тема труда в стихах Цадасы (сб. «Свободный труд», 1949, поэма «Сказание о чабане», 1951), Р. Гамзатова («Песни гор», 1949), З. Гаджиева («Звезды над горами», 1950), Г. Залова («Моя родина», 1948). В них созданы образы тружеников колх. полей. Значит. место заняли и темы дружбы народов и борьбы за мир (сб. Цадасы и других поэтов «Мир сильнее войны», 1951; Р. Гамзатова — «Стихотворения», 1958; М. Магомедова — «Горный источник», 1959) и др. Поэма Р. Гамзатова «Горянка» (1958) посвящена освобожденной женщине-горянке.

Аварская проза представлена также романами М. Хуршилова «Сулак свидетель» (1943, перераб. изд. 1953) и М. Магомедова «Месть» (1960). О сов. действительности повествуют рассказы М. Шамхалова (1956), повести М. Магомедова и М. Сулиманова. Развивается драматургия (Хуршилов — «В суровые дни», 1949, Цадаса — «Сапожник», М. Гаирбекова — «За счастье надо бороться», Г. Залов — «Вдохновенная певица») и дет. лит-ра.

- 52 -

Лит.: Жирков Л. И., Старая и новая аварская песня, Махачкала, 1927; Говоров, Аварский театр, Махачкала, 1960; Капиева Н., Творческий путь Г. Цадасы, Махачкала, 1953; Тихонов Н., Судьба горянки, «Лит. и жизнь», 1958, 19 сент., № 71; Очерки даг. советской лит-ры, Махачкала, 1957; Корабельников Г., Об истоках и традициях аварской лит-ры и поэзии Г. Цадасы, «Дружба народов», 1952, № 1; Магомедов Б., Очерки аварской дореволюционной литературы, Махачкала, 1961; Саидов М., Цадаса Гамзат и его литературное творчество, Махачкала, 1944; Микаилов Ш. И., О жизни и творчестве Г. Цадасы, «Уч. зап. ИЯЛ им. Г. Цадасы», 1956, т. 1; МикагӀилов Ш., Аваразул поэтаз лъималазе, «Гьудуллъи», 1958, № 3; его же, Дагъистаналъул халкъияв поэт Заид ХӀаджиевасул гӀумро ва творчество, «Гьудуллъи», 1958, № 2; Саидов М., ГӀумроги кечӀги, «Гьудуллъи», 1958, № 3.

Л. М. Соколова.