35
АБОВЯ́Н, Хачатур (1805, с. Канакер, близ Еревана, — 1848) — арм. писатель, просветитель-демократ и
36
педагог, основоположник новой арм. лит-ры и нового лит. яз., этнограф. Род. в знатной, но разорившейся семье. Учился в Эчмиадзине, затем в Тифлисе в семинарии Нерсесян (1824—26). Вспыхнувшая в 1826 рус.-иран. война помешала А. продолжать учение. А. удалось получить образование благодаря присоединению Вост. Армении к России (1827). В 1830 он отправился в Дерпт, где учился в ун-те по 1836. Вернувшись на родину с тем, чтобы посвятить себя педагогич. деятельности, А. встретил враждебное отношение со стороны реакц. арм. духовенства и царского чиновничества, т. к. он выступил против догматизма и формализма в школьном обучении. В 1837 он занял должность смотрителя тифлисского уездного училища, в 1843 перевелся на такую же должность в Ереван, где продолжал работать вплоть до своего трагич. исчезновения. 2 (14) апр. 1848 А. ушел из дома и пропал без вести.
А. оставил богатое лит. наследство, имевшее огромное значение для нац. лит-ры. Он писал романы, рассказы, очерки, пьесы, научно-худож. соч., стихи, басни. Он был и первым арм. дет. писателем. А. выступил в то время, когда арм. лит-ра была проникнута религ. духом и служила интересам церкви, когда клерикалы стремились искусственно оживить давно уже омертвевший грабар (древнеарм. лит. язык). Произв. А., направленные против феод. и церк. идеологии, написаны на совр. языке, понятном народу (ашхарабар); они проникнуты демократизмом. В предисловии к роману «Раны Армении» он писал: «Пускай теперь называют меня неучем. Язык мой разрешился, ради тебя, мой доблестный, родной сердцу моему, любезный народ! Пусть изучивший логику пишет для такого же, как он, ученого, а я — твой простой, неумелый сын — для тебя» («Избранное», М., 1948, с. 22—23).
«Раны Армении» (Ереван, 1948).
Шмуцтитул М. А. Арутчьяна.
Роман А. «Раны Армении» («Верк Айастани», 1841, изд. 1858) явился первым образцом арм. светского нар. романа, заложившего основу новой арм. лит-ры. Роман изображает освободит. борьбу арм. народа в период рус.-иран. войны 1826—28. Он проникнут народолюбием, глубоким оптимизмом писателя, видевшего в тесной дружбе рус. и арм. народа залог нац., политич. и культурного возрождения армян. А. правдиво показал жизнь народа его тяжкие страдания, под властью персов, его думы и чаяния. «Болью и стоном армянского народа полна книга до краев», — писал о «Ранах Армении» О. Туманян. Осн. идея книги — утверждение и воспитание чувства нац. достоинства, патриотизма и ненависти к врагам. Герой романа — Агаси, воплощает героич. дух народа, его волю к борьбе с поработителями. Он презирает невежество и алчность духовенства, проповедь христ. смирения. Когда переполняется чаша терпения, Агаси становится во главе
37
партизанского отряда. Отдать жизнь, но родины своей не отдавать врагу — таков девиз Агаси и его боевых друзей. А. выступил не только как патриот, страстно любящий свою родину, но и как сторонник дружбы народов; задушевными словами говорит он об азербайджанцах, боровшихся рука об руку с армянами. Роман оказал большое влияние на арм. общество того времени. Сам А. назвал его «воплем патриота». В этом историч. романе тесно переплетены элементы романтизма и реализма, часты лирические и публицистические отступления.
А. написал также научно-худож. произв.: «Открытие Америки», «Книгу рассказов», сб. басен «Развлечения на досуге» (опубл. 1864), цикл «Баяти» (опубл. 1864). Он переводил на арм. язык произв. Гомера, В. Гёте, Ф. Шиллера, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова и др. Собирал и изучал арм., азерб. и курд. фольклор.
Как представитель прогрессивной педагогики А. требовал построения школы на основах народности, введения всеобщего (для малоимущих бесплатного) обучения, доступности высшего образования. Религ.-клерикальным взглядам он противопоставил требование светского воспитания. Основой реального образования он считал математику, естественнонаучные знания, родной и рус. языки. Из педагогич. соч. А. выделяются: книга для чтения «Предтропье» («Нахашавих», 1838), учебник грамматики рус. и арм. языков и роман «История Тиграна, или Нравственное наставление для армянских детей» (впервые напеч. 1941).
А. первый в Армении занимался науч. этнографией, изучал быт и обычаи крестьян родного селения Канакер, жителей Еревана, а также быт и фольклор курдов, живших в Армении. В романе «Раны Армении» приведен большой этнографич. материал. А. оставил также исследования о быте армян 30—40-х гг. 19 в.
Г. Мурадян.
Соч.: Աբովյան Խ., Երկերի լիակատար ժողովածու, հ. 1—10, Երևան, 1947—1960.
В рус. пер. — Раны Армении, Ер. — М., 1948; то же, Ер., 1955; Избранное, М., 1948; Стихотворения, Ер., 1948.
Лит.: Абов Г., Хачатур Абовян. Жизнь и творчество, Ер., 1948; Агасов Г., Пламенное сердце. Хачатур Абовян, Ер., 1941; Мурадян Г., Современники о Хачатуре Абовяне, Ер., 1941; Сантросян М., Хачатур Абовян — выдающийся армянский педагог, М., 1957.
Մուրադյան Հ., Խաչատուր Աբովյան, Երևան, 1939. Տերտերյան Ա., Աբովյանի ստեղծագործությունը, Երեվան, 1941. Շահազիզ Ե., Խաչատուր Աբովյանի կենսագրությունը, Երևան, 1945. Պարտիզունի Վ., Խաչատուր Աբովյան, Երևան, 1952. Հակոբյան Պ., Խաչատուր Աբովյանի «Վերք Հայաստանի» վեպի ստեղծագործական պատմությունը, Երևան, 1955։