377

ТА́НСКАЯ НОВЕ́ЛЛА — получила свое название от времени правления династии Тан (618—907), когда она возникла и сформировалась. Развившись из коротких «заметок о необычайном» («чжигуай сяошо»), историч. анекдотов, шуток и притч, заполнявших сб-ки 3—4 вв., Т. н. стала по существу первым опытом фабульной лит-ры

378

в Китае. До нас дошло более ста образцов Т. н. двадцати четырех авторов, включенных в четыре более поздних свода: «Обширные записи годов Тайпин» («Тайпин гуан-цзи»), составленные в 977 группой ученых под руководством Ли Фана; «Виды бесед» («Лэй шо») Цзэн Цао (12 в.); «Основы бесед» («Шо фу»), созданные ученым 14 — нач. 15 вв. Тао Цзун-и, и «Собрание литературы эпохи Тан» («Тандай цуншу», 17—18 вв.) неизв. автора. Как и европ. новелла, Т. н. долгое время сохраняла тесную связь с устным импровизованным сказом, причем рассказчик нередко становился активным участником описываемых событий. Для небольших по размеру новелл характерны новизна и необычайность сюжета. Рассказчики, желая развлечь читателя забавными проделками своих героев, растрогать его грустной историей несчастной любви, не забывали в то же время поучать наставлениями «мудрых и совершенных» людей. Дидактич. элемент заметно усиливается в новеллах 2-й пол. 8 — нач. 9 вв. и порой принимает форму самостоят. нравоучит. концовки. Героями Т. н. чаще всего выступают влюбленные, к-рые соединяются, испытав множество необыкновенных приключений и несчастий («Душа, покинувшая тело», «История У-шуан», «Дочь Ци Туя», «Белая обезьяна», «Чжэн Дэ-линь» и др.). В новеллах «Го Юань-чжэнь», «Плач у реки Сян» встречается типично «рыцарский» мотив спасения от смерти прекрасной девушки. Очень немногие новеллы (напр., «Бу Фэй-янь» Хуанфу Мэя) кончаются трагич. смертью героини. Весьма популярны темы вещего сна, отношений человека с потусторонним миром, переселения душ и перевоплощения человека, навеянные буддизмом и даосизмом, а также поиски бессмертия. В новеллах 9 в. отчетливее проступают темы долга, гражд. мотивы, прославляются конфуцианские добродетели, в проповеди к-рых авторы усматривают путь к спасению страны от надвигающихся междоусобиц («История Се Сяо-э», «Шан Цин», «У Бао-ань», «Ван Гун-чжи»).

Хотя в Т. н. фигурируют представители всех сословий (крестьяне, торговцы, даосские и буддийские монахи, профессиональные певцы и гетеры), осн. действующими лицами в них выступают благородные чиновники. Остальные же персонажи появляются лишь ненадолго, но даже там, где им выпадает более активная роль («Чжэн Дэ-линь», «Ян Гун-чжэн», «Ван Гун-чжи» и др.), они не выполняют сколько-нибудь значительной социальной функции.

В большинстве Т. н. выражено деятельное, оптимистич. отношение к жизни, что связано с относительно устойчивым политич. положением в стране. И хотя в отд. рассказах авторы не обходят отрицат. явлений совр. действительности, они все-таки далеки от активного протеста. Рисуя нек-рые недостатки своих героев, рассказчики относятся к ним без гнева, они как бы приемлют человеческие заблуждения и пороки. Эта зрелая снисходительность сообщает новеллам тон спокойного, несколько грустного размышления над судьбами человека.

Каждая новелла открывается своеобразной экспозицией, в к-рой автор представляет действующее лицо, называя его имя, место рождения или жительства, дает краткое описание внешности персонажа. Затем следует событийная часть, в к-рой постепенно проявляются названные в экспозиции черты его характера. Быстрая развязка сопровождается нередко авторским резюме, в к-ром дается оценка событиям, сообщается источник истории или обстоятельства ее написания. Новеллисты чрезвычайно внимательны в отборе деталей, каждая из к-рых несет определенную смысловую нагрузку.

Все известные нам авторы Т. н. принадлежали к высшему чиновному сословию. Наиболее крупные представители

379

жанра — Шэнь Цзи-цзи (750—800), Ли Гун-цзо (8—9 вв.), Юань Чжэнь (779—831), Бо Син-цзянь (ок. 770 — ок. 816), Ню Сэн-жу (781—849), Ли Фу-янь (9 в.), Пэй Син (9—10 вв.), автор сб. «Рассказы о необычайном». В 1927 Т. н. были собраны и изданы Лу Синем.

Изд.: Тан сун чуаньци цзи, Шанхай, 1956; Тан жэнь сяошо, Шанхай, 1957; в рус. пер. — Танские новеллы, М., 1955; то же, М., 1960; Гуляка и волшебник. Танские новеллы (VII—IX вв.), М., 1970.

Лит.: The Dragon King’s daughter, Peiching, 1954; Лю Кай-жун, Тандай сяошо яньцзю, Шанхай, 1955; Лу Синь, Чжунго Сяошо шилюэ, Пекин, 1956; Чжунго вэньсюэ ши, т. 2, Пекин, 1959; Чжунго вэньсюэ ши, т. 2, Пекин, 1962.

И. И. Соколова.